Петербург — один из героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Этот образ важен не только для понимания самого романа, но и всего творчества великого русского писателя. Петербург Достоевского существует наряду с такими понятиями, как грибоедовская Москва, пушкинский и гоголевский Петербург. Город — это не просто фон, на котором происходит действие, это тоже своеобразное «действующее лицо». Петербург Достоевского душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи, это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. В этом городе невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов и человеческих трагедий. «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», — констатирует Свидригайлов, герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Все действие романа происходит в той части Петербурга, где жила беднота. Это город, в котором на каждом шагу распивочные, зазывающие к себе бедняков, чтобы залить горе, пьяные толпы на улицах города, женщины, бросающиеся с моста в воду, проститутки, это страшное царство нищеты, бесправия, самых различных болезней. Только в таких условиях могла родиться бесчеловечная теория.
Но прежде всего Петербург— это место действия, где разворачиваются события. С одной стороны, Достоевский создает образ вполне конкретного города в определенный период. У романа есть отличительная особенность: поразительная точность, достоверность в изображении города (практически каждое действие описывается в мельчайших деталях), упоминание реальных мест, достопримечательностей Петербурга — города на Неве. Это создает эффект сопричастности происходящему, вызывает ощущение реальности. Даже жара и духота исторически верны, потому что современники отличали необычайную жару в Петербурге летом 1865 г. С другой стороны, автор создает странную и загадочную атмосферу полуяви, и, следуя за героем, читатель теряет ощущение реальности и не видит ее границ. Мотивы жары и духоты становятся характеристиками состояния как героя, так и города, общества, находящегося здесь. Духота, на которой акцентирует внимание автор, — это символ безысходности, бесперспективности положения героев. Они мечутся по городу и не могут убежать от жары, духоты, ставших частью общей атмосферы романа. Это ощущение духоты приобретает всеобъемлющий смысл. Не случайно одни и те же слова произносят и Свидригайлов, и Порфирий Петрович — слова, передающие главную потребность смятенной души: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с... прежде всего!» Человек задыхается в городе «под тяжелым петербургским небом».
Вместе с описанием каморки Раскольникова в романе появляется мотив тесноты. Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, сравнивает комнату сына с гробом, и это неудивительно.
«На аршине пространства» живут и другие герои романа: Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня. Это самые «униженные и оскорбленные герои в романе. А Лизавета, самое беззащитное и забитое существо, вообще не имеет собственной комнаты, так как она живет с сестрой. Теснота — явление не только материальное, ведь все герои романа чувствуют себя стесненно, дискомфортно в духовном плане.
Еще один мотив, который постоянно выделяет автор, —это мотив грязи на улицах. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известна, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу,— все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».
Петербург предстает как город контрастов: серость, грязь, теснота, «вонючий, пыльный зараженный городом воздух» — с одной стороны, и величественные здания, прекрасные фонтаны — с другой. Не случайно Раскольников задумывается о фонтанах, когда идет на убийство, ведь фонтаны дают живительную, очищающую влагу, которой недостает в душном городе. Возможно, Раскольников надеется, что его убийство станет таким спасительным фонтаном для него самого и его близких.
Особое внимание Достоевский уделяет не просто описанию убогих интерьеров — он обращает наше внимание на запахи и символические цвета. Так, желтый цвет — символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от беспробудного пьянства лицо Мармеладова, желтая «похожая на шкаф или сундук» каморка Раскольникова, дома окрашены в серо-желтый цвет. Соня Мармеладова пошла по «желтому билету», женщина-самоубийца с желтым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, «мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий. Как воплощение несчастной судьбы хозяйки изображается комната Сони. Она, комната, «походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть было нельзя хорошенько; другой же угол был слишком безобразно тупой».
Таким образом, автор создал в романе необычайный образ Петербурга — одновременно и социально-бытовую картину, и город символов. Традиция изображения Петербурга как города контрастов, города таинственного и в то же время реалистического идет в русской литературе от Николая Васильевича Гоголя; Петербург Достоевского вместе с образом крупного столичного города ввел в роман особую атмосферу жалкого существования героев и их проблем.
Петербург — это «среда», в которой существуют герои, в которой берет свое начало теории Раскольникова. Хотя причина преступления главного героя заключается не в том, что «среда заела», но, безусловно, атмосфера Петербурга психологически подтолкнула Раскольникова к преступлению. И именно такой, неразрывно связанный с окружающим его миром герой интересен и автору, и бесконечной череде благодарных ему читателей.