В рассказе "Смерть чиновника" А.П. Чехов поднимает тему "маленького человека", которым является чиновник Червяков. В отличие от "маленького человека" Н.В. Гоголя (Акакия Акакиевича из повести "Шинель") или А.С. Пушкина (Самсона Вырина из рассказа "Станционный смотритель"), Червяков не вызывает ни искренней жалости, ни сочувствия. Даже говорящая фамилия этого героя указывает на его ничтожность, бездуховность.
Но почему рассказ назван именно так? Единственное описание главного героя содержится лишь в первом предложении произведения ("В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль..."). И для автора, и для читателя имеет значение лишь государственная должность и положение Червякова в обществе. Печально то, что и для самого Червякова имеет значение только чин. Да, он посещал театры и даже чувствовал себя, наблюдая за происходящим, на верху блаженства. Но было ли это блаженство духовным? Нет. Скорее он наслаждался лишь своим высоким социальным положением и значительной должностью, позволявшей посещать этот самый театр. Сюжет рассказа убеждает нас в этом: стоило Червякову, чихнув, обрызгать статского генерала, как всё его блаженство моментально проходит. Несмотря на моментальное принятие его извинений, вместо возвышенного наслаждения теперь он испытывает лишь беспокойство. После неоднократных назойливых просьб прощения Червякова генерал грубо прогоняет его, что является кульминацией, приводящей к упомянутой в названии смерти чиновника.
Жил ли он чем-то кроме своей должности? Это нельзя назвать смертью духовного и мыслящего человека или смертью Ивана Дмитрича — ведь Червяков не вызывает подобающего уважения. Самое точное и правильное название — "Смерть чиновника". Чехов считал, что "в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Именно поэтому практически не мыслящий и не имеющей истинной души Червяков в рассказе Чехова не мог стать кем-то большим — лишь чиновником.
"Смерть чиновника" в очередной раз демонстрирует мастерство Чехова и в лаконичности, и в сатире. Как писал В.В. Набоков: "Мир для него смешон и печален одновременно". Смешной и вместе с тем обличительный рассказ "Смерть чиновника" очень хорошо это подтверждает.