Образ автора в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева»



Самым значительным произведением Бунина эмигрантских лет является роман «Жизнь Арсеньева» (1927—1928), написанный на автобиографическом материале и представляющий собой как бы итоговое, обощающее произведение. Здесь синтезируются лейтмотивы, проходящие через все творчество художника (темы Родины, слияния человека с природой, любви и смерти, тайны поэтического призвания, власти слова, впечатлений детства и юности, отношения к народу и др.).

В отличие от других автобиографических произведений русской классики (Л. Толстого, С. Аксакова, А. Толстого, М. Горького), в которых действительная жизнь, образы людей входят в произведение во всей своей осязаемой плоти со своими духовными интересами и живыми голосами, в романе Бунина «жизнь развертывается как рассказ автора-повествователя почти исключительно о себе самом, о процессе постижения им окружающей действительности, о вхождении в эту действительность».

Роман не мог не отразить заблуждений Бунина-эмигранта. Писатель порой поэтизирует прошлое монархической России, изображая его в каком-то благостном свете, любуется покорностью и смирением, как «извечными» и прекрасными чертами русского народа, с раздражением говорит о представителях радикальной интеллигенции, революционных настроениях рабочих и крестьян, вносит в ткань повествования религиозные мотивы. И все же живая, многокрасочная картина жизни, изображение душевных переживаний автобиографического героя оказываются гораздо более яркими и впечатляющими, чем отдельные сусально-идиллические эпизоды прошлого и тенденциозно-схематические образы, созданные в соответствии с заблуждениями автора. В последние годы жизни Бунин стал пересматривать свое отношение к советской действительности. Героическая борьба народа в годы гитлеровской агрессии волновала художника. Зорко присматривался Бунин к советской литературе, проявляя активный интерес к произведениям А. Твардовского, К. Паустовского, К. Симонова и других писателей. Однако он так и не прошел до конца пути, отделявшего его от родной страны и народа, и умер на чужбине.

В 1954 году выступая на Втором Всесоюзном съезде Советских писателей, К. Федин назвал Бунина «русским классиком рубежа двух столетий» и выразил мнение о том, что все ценное из его наследия должно принадлежать советскому читателю. Высоко оценивал художественное дарование Бунина-прозаика и поэта А. М. Горький, говоривший о нем, как об одном из крупнейших наших писателей, замечательном стилисте.

К спискуК категорииВ меню