«И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою...» Проблема духовного воскресения в рассказе «Несрочная весна»



Что пройдёт, то будет мило.

А. С. Пушкин

Ибо этот сын мой был мёртв и ожил...

Притча о блудном сыне

Острое, пронзительное ощущение красоты мира и осознание того, что эта красота преходяща и неуловима, тоска по прошлому, прекрасному в своей цельности и гармоничности, пронизывают все произведения И. А. Бунина. Милые дворянские усадьбы со своим размеренным и неспешным течением жизни, тихая природа родных полей и лесов изображены с тонким лиризмом, и в то же время картины природы и прошлого проникнуты глубокими философскими размышлениями о жизни и смерти, о смысле человеческого существования.

Рассказ И. А. Бунина "Несрочная весна", созданный в 1923 году и написанный в форме письма к другу,

повествует о поездке героя в прошлое.

Поездка в деревню к одному из знакомых воспринимается рассказчиком как чудо по двум причинам. Во-первых, в послереволюционной России, разорённой и опустошённой, невозможно нанять извозчика, достать билет, расстояния стали огромными, как в Московии. Во-вторых, - и это главное - с героем происходит чудо духовного преображения. Так он пишет об этом другу: "Видишь ли, случилось, разумеется, чудо: некто, уже тлевший в смрадной могильной яме, не погиб, однако, до конца, подобно тысяче прочих, сваленных с ним в эту яму".

Да, герой "умер" и вновь ожил, "получил возможность приподняться и опять выбраться на белый свет".

Что же вызвало духовную смерть героя и его возрождение?

Настоящего герой не приемлет, оно вызывает в нём отвращение, чувство неприязни, брезгливости. Москва не только внешне нестерпима, она противна, вызывает антиэстетическое чувство, как слово "пупки" (толчки, стихийные рынки), как загаженные вокзальные буфеты и залы, похожие на сарай. Эту новую страну, возникшую "после того разлульного праздника, которым потешила себя Русь", герой видит в образе русого мужика, большого, самоуверенного. Всё в этом мужике вызывает чувство гадливости: и то, как он сперва "курил и всё плевал на пол, со скрипом растирая носком сапога", и то, как он пил из бутылки молоко "затяжными глотками", а затем захрапел, источая зловоние.

Этой отвратительной современности противопоставлены природа и неразграбленная барская усадьба, ставшая музеем, "народным достоянием". "Зачарованный мир бывшей княжеской усадьбы" оказывается "несказанно прекрасным".

"И вот старинная мечтательная жизнь" открывается перед героем, целые дни проводящим в покоях дворца, как дома. Перед ним красота ушедшей жизни, увиденная им в старинных портретах, в драгоценной мебели, в часах с колоколами, в средневековом музыкальном органе. Рассказчика восхищает и книгохранилище, где "устроены в стенах с полками, и на этих полках мерцают тусклым золотом десятки тысяч корешков, чуть ли не всё главнейшее достояние русской и европейской мысли за последние два века".

Внутреннее состояние героя заключается в том, что он непрестанно чувствует, как рвётся самая последняя связь его с окружающим миром и он уходит в "элизей" минувшего. Мир прошлого воскрешает героя и становится его единственной, всё более радостной и уже никому не доступной обителью души.Герой готовится наследовать "несрочную весну", где нет следов разрушения, где царят вечность и красота. Память о прекрасном прошлом воскресила душу героя.

К спискуК категорииВ меню