Добавь приложение вконтакте Я поэт 24 часа

Зарабатывай на материалах по школьной литературе


Про фильм Марка Захарова «Убить дракона»
Рецензия - громко сказано. Просто рассуждения.

<
Дата: 2011-01-02 15:32 Просмотров 4513
Рейтинг произведения 0,00
Одобряю Не одобряю



Фильм Марка Захарова
«Убить дракона»


Этот фильм был создан по
мотивам пьесы Евгения Шварца «Дракон» в 1988 году.


Пьеса была написана
Шварцем в 1942—1944 гг., когда он находился в эвакуации в Сталинабаде.


Первая попытка постановки
была предпринята Н. П. Акимовым в Ленинградском театре Комедии во время войны.
Но сразу после первого показа в эвакуации театра в Москве, спектакль был снят
по личному указанию Сталина. Пьеса попала под запрет на постановку, и не
ставилась в СССР до 1962 года (18 лет).


В 1962 году, уже после
смерти автора, постановка «Дракона» осуществлена Николаем Акимовым в
Ленинградском театре Комедии. В заглавной роли — Лев Колесов, в роли Ланцелота
— Геннадий Воропаев.


В Москве «Дракон» был
поставлен в 1962 году в Студенческом театре МГУ Марком Захаровым. Эльзу в этой
постановке играла Ия Саввина. После нескольких представлений спектакль был
запрещен.


В 1981 году Валерий
Белякович и Павел Куликов поставили «Дракона» в Театре-студии на Юго-Западе. В
роли Ланцелота выступил Павел Куликов. С 1982 по 1998 год Ланцелота играл
Виктор Авилов. Спектакль выдержал три редакции. Последнее возобновление
состоялось 13 мая 2008 года, режиссёр А. Горшков, в роли Дракона выступают Олег
Задорин, Дмитрий Козлов и Николай Ломтев, а Ланцелота играет Денис Нагретдинов.


В 1982 году режиссер Марк
Вайль поставил «Дракона» в ташкентском театре «Ильхом».


Еще одна московская
премьера «Дракона» состоялась 30 сентября 2006 года, режиссёром выступил
Владимир Мирзоев.


В начале 2010 в
Российском Государственном «Театре на Покровке» режиссер Арцибашев, Сергей
Николаевич поставил "Дракона" на широкую публику.


15 октября 2010 года
состоялась премьера "Дракона" (реж. Андрей Корионов) в театре им.
Ленсовета.





Главная мысль пьесы была высказана Ланцелотом:


«Работа предстоит мелкая.
Хуже вышивания. В каждом из них (городских жителей) придется убить дракона».


Противоборствующими
силами пьесы являются Ланцелот и Дракон, но дракон не только как существо, но и
как явление духовно-нравственного порядка (Как у Э. Ионеско носорог в пьесе
«Носороги»). Дракон – это система, которая формирует людей жестоких,
безнравственных, коварных, циничных, трусливых, таких, как сам Дракон, но
только мельче. В каждом из жителей города живет маленький дракон, который может
вырваться и начать творить зло. Это произошло с Бургомистром, когда он
самопровозгласил себя победителем Дракона.


В пьесе на стороне
дракона выступают его свита, горожане. На стороне же Ланцелота – животные и
трудовой народ.


Время действия в пьесе
точно не упомянуто, но можно предположить, что события происходят в средние
века в небольшом немецком городке.


Пьеса начинается с того,
что Ланцелот приходит в дом архивариуса, потому как этот дом единственный, в
котором были настежь открыты окна и двери, но застает дома только кота, который
рассказывает ему о том, что происходит в городе. Заканчивается пьеса тем, что
Ланцелот решает «убить дракона» в каждом из жителей и женится на Эльзе.


«Я люблю всех вас, друзья
мои. Иначе чего бы ради я стал возиться с вами. А если уж люблю, то все будет
прелестно. И все мы после долгих забот и мучений будем счастливы, очень
счастливы наконец!»


Фильм Захарова далеко не
так оптимистичен, как пьеса. Я бы даже сказала пессимистичен.


Изначально, создается
впечатление, что действие в фильме происходит с период средневековья: романская
архитектура с её толстыми каменными стенами и узенькими переходами, костюмы
жителей, бедные и оборванные. Потом появляются детали, приближающие нас к современности:
костюмы свиты Дракона (нечто среднее между пожарным и военным), костюм
бургомистра (полная копия костюма Сталина), элегантный белый костюм второй
личности Дракона. Невозможно даже определить, в какой стране, в каком городе
происходят события. Это «вообще» город, «вообще» время.


Противоборствующие силы в
фильме отличаются от тех, что были в пьесе. В пьесе основным противником
Ланцелота является непосредственно Дракон. В фильме же ему противостоит и свита
Дракона: бургомистр, похожий на Сталина, Брежнева, его сын Генрих.


Ланцелот у Захарова так
же совсем не тот светлый, оптимистичный рыцарь, что был в пьесе Шварца. В
фильме он абсолютно другой, более драматичный, суровый, жесткий. А Дракон –
более жестокий, устрашающий, коварный.


Город в фильме мрачный,
тяжелый, запрятанный где-то в болотах, грязный. Цветовая гамма фильма очень
бедная, почти полностью состоящая из серого, коричневого, белого и черного
цветов.


В фильме раскрывается еще
одна тема, которой нет у Шварца. Тема веры, верования, Бога. В фильме есть
моменты, происходящие в заколоченном, заброшенном храме. В момент, когда
Ланцелот сомневается в себе, он попадает в подвал храма, где хранится церковная
утварь. Он видит фигуру Богоматери, со сложенными в молитве руками, такими же,
как у Эльзы. Он видит статую Христа, у которой обломаны кисти рук. Тогда к нему
возвращается решимость, он понимает, за что нужно бороться и идет в бой смело,
зная, что за ним Бог.


Различия пьесы от фильма
проявляются такде в действиях второстепенных персонажей и в репликах. В
концовке фильма финальные реплики Ланцелота по смыслу совершенно расходятся с
концовкой пьесы.


В финале пьесы появляются
друзья Ланцелота, и они вместе собираются кропотливо уничтожать Дракона в душе
каждого горожанина:


«Работа предстоит мелкая.
Хуже вышивания. В каждом из них придётся убить дракона».


В фильме Ланцелот
произносит пламенную обличающую речь, из которой понятно, что убить Дракона в
душе жителям придётся самостоятельно:


«Ну поймите же, он здесь
(показывает на голову); я сейчас заставлю каждого это понять и убить дракона… в
себе! Вы понимаете?! В себе!»


Однако Эльза — главная
героиня, которую сначала хотели выдать за Дракона, а потом за Бургомистра — в
фильме в конце концов отказывает Ланцелоту.


В финале фильма Ланцелот
в заснеженной степи находит живого Дракона, играющего с детьми, которым,
предназначено стать основателями нового Драконьего царства (дети под его
руководством запускают в небо воздушного змея в виде симпатичного, сусального
«дракончика»). Дракон предлагает Ланцелоту повременить с выяснением отношений:
«Может, не сейчас? Всё-таки дети!». Но Ланцелот отвечает: «Нет, сейчас!», после
чего они — Ланцелот, Дракон и дети, — вместе уходят вдаль.


Захаров поставил фильм
совершенно не о том, о чем писал Шварц. Шварц писал эту пьесу в жанре памфлета,
стараясь обличить Гитлера. Захаров пошел глубже. Его фильм не только про
Гитлера, но про диктатуру в целом. Про то, откуда она возникает, как с ней
бороться. Памфлет Шварца превратился в притчу Захарова.



ПРОЧИТАЛ? - ОСТАВЬ КОММЕНТАРИИ! - (1)
Отправить жалобу администрации

> 1 <

1.   Разместил Прохожий   2014-05-23 22:15    

Вот почему фильма нет в
Ютубе

> 1 <

Комментарий:

CAPTCHA

10 Рейтинговых стихов
ТОП Рейтинговых стихов
Комментарии: (1)


Rambler's Top100