«Море» - анализ элегии



В. А. Жуковский – один из основоположников романтизма в русской поэзии. Среди известнейших его стихотворений элегия «Море».

Лирический герой элегии, рассказчик-герой («стою очарован»), чутко воспринимает всё происходящее вокруг него, он умеет понимать природу, а с морскими просторами разговаривает, как со старым другом. Лирический герой ищет в окружающем мире отклик на какие-то свои мысли, проецирует на него свои чувства и переживания:

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Море в элегии одушевлено, способно любить, стремиться к чему-то. В начале стихотворения оно «безмолвное», наполненное «смятенной любовью», «тревожною думой», и эти чувства настолько велики, насколько огромна «бездна» моря (и, возможно, оно безмолвно, потому что никто не в силах выразить глубины этих чувств). Лирический герой пытается понять, что дает морю силы двигаться, что оно чувствует, какие испытывает эмоции:

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Море становится отражением неба, реагирует на малейшие изменения, происходящие вокруг него («Ты льёшься его светозарной лазурью», «вечерним и утренним светом горишь», «Ласкаешь его облака золотые», «и радостно блещешь звездами его»). Однако когда спокойная и светлая картина сменяется бурей, светлые и яркие краски («лазурное» море, «золотые» облака, «чистое» присутствие неба) сменяются мрачными оттенками. Резкая перемена и на уровне звуков: помимо шипящих, создающих на протяжении всего стихотворения ощущение шума прибоя, мягкие и сонорные звуки сменяются более резкими, рублеными, накал создает также и инверсия, которой в тексте очень много. И когда «мгла исчезает, и тучи уходят», море ещё долго не может вернуться к прежнему спокойствию, статичности, к прежним ощущениям. Вместе с восхищением небом, любованием им, оно испытывает страх, скрывает смятенье в спокойной бездне:

[Screen]Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращённых небес[/Screen]

[Screen]Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.[/Screen]

Привлекая образы неба и моря, поэт создаёт картину двоемирия, картину реального и идеального. Лирический герой в этом двоемирии принадлежит «реальному» миру: он одинок, стремится к идеалу, испытывая при этом нечто противоречивое. Однако в отличие от моря, которое всё-таки находит успокоение, лирический герой всё так же одинок, как и в начале стихотворения (он видит в спокойствии моря смятение и страх). Градация от спокойной картины к буре, когда море «Бьется, и воет, и волны подъемлет…» заставляет героя остро воспринимать различие между спокойным морем и бурным.

Главными категориями для него являются любовь, борьба, в своём стремлении достичь идеального он одинок, поэтому его можно считать романтическим героем. В романтизме очень распространена и идея двоемирия. Обстоятельства стихотворения исключительны, постепенная градация от спокойной картины к буре, когда море «бьется и воет, и волны подъемлет…», заставляют остро воспринять различие между двумя картинами.

К спискуК категорииВ меню