Старый цыган-отец Земфиры, он живёт в таборе, который странствует по степям Бессарабии. Когда он был молод, его бросила жена, оставив с маленькой дочерью на руках, т.к. решила уйти с другим цыганом. Этот поступок говорит о том, что старый цыган не властвует не над кем, позволяет быть свободными другим людям, в то время как Алеко спросил, почему он не убил её, ведь она ему изменила, но цыган лишь простил жену. Также он позволяет быть вольной и своей дочери: в отличие от многих отцов, он мне сам выбирает мужа для нее, а позволяет дочери сделать это самостоятельно. Он не осуждает её, когда она предпочитает молодого цыгана Алеко.
Он добр и радушен: искренне рад тому, что Алеко решил остаться с ними:
«Я рад. Останься до утра
Под сенью нашего шатра
Или пробудь у нас и доле,
Как ты захочешь. Я готов
С тобой делить и хлеб и кров». Старый цыган - очень мудрый человек. Он прекрасно понимает, что натура Земфиры не может принадлежать кому-то одному, и утешает Алеко, рассказывай ему свою собственную историю.
Он понимает, что Алеко не может быть свободен по-настоящему, и поэтому просит его покинуть табор со словами: «Ты не рожден для дикой доли, ты для себя лишь хочешь воли».
Для него свобода - покой, жизнь в согласии с самим собой и другими. Автор уважает старого цыгана за его понимание чувств других, за его мудрость и проницательность.
Читатель тоже проникается уважением, доверием к старому цыгану, благодаря его авторитету, умудренность опыта, внимательности, умению любить и прислушиваться к чужим чувствам и позволять делать самостоятельный выбор независимо от того, считает ли он его верным. Цыган достойно принимает выбор своей жены и дочери и не ограничивает их свободу в угоду своему эгоизму (которого у него нет).