Знакомство с рассказом Фёдора Абрамова «Материнское сердце»



Рассказ Ф. Абрамова «Материнское сердце» — монолог-плач старой Офимьи о свое младшем сыне. Судьба женщины, потерявшей пятерых сыновей в военные годы, рассказанная сердцем, трогает читательские души. Столько пережито за войну.

Как просто, почти уже без боли говорит Офимья о старших сыновьях: «война съела». Троих на войне убило. И четвертого сына Егора потеряла из-за войны, так как был он в плену у немцев. И с этой потерей смирилось материнское сердце. Не мирится только с потерей младшего сына Степы. Жизнь его оборвалась в девять лет.

Бережно хранит материнское сердце гордость за сыновей: все хороши были, а Стёпа — золото. Совсем еще мал был, а дрова пилил, воду носил, и по грибы и за ягодой в лес бегал.

Непосильный труд, голод и холод военного времени оборвали его жизнь. Сильно простудился он, собирая на промерзшем колхозном поле капустные листья.

Доверительно обращается к писателю Офимья, высказывая свою боль: «Сам знаешь, каково на осеннем капустнике по воде да по грязи бродить. Да в нашей-то обутке».

И не просыхает от слёз Офимья, мучается своим одиночеством, страдая без Степы, винит себя в его смерти: «На совести моей… я сама его упустила».

Хочется прервать Офимью, утешить, сказать ей добрые слова. Разве виновата она в том, что война всей своей тяжестью обрушилась и на детские плечи. Хочется убедить ее в невиновности, сказать вслед за дочерью Анной: «Война Степу съела». Но Офимья убеждена в ином: «Над старшими мати не вольна, а малой-то возле меня был». И писатель не прерывает рассказа матери, выслушивает ее материнскую боль. Он понимает, как это страшно, когда ребенок умирает на руках матери. Страшно так, что самой хотелось смерти в этот момент.

Писатель слушает, как перебирает старая женщина день за днем из прошлого, добираясь до того страшного дня.

Вспомнила Офимья, что поздно увидела, как сын кровью исходится. А ведь уступила первый раз бригадиру: не в больницу поехала с сыном, а в лес работать.

Вспоминает и смертную птичку, которая неожиданно навестила Степу и постучала ему в окно. И опять винит себя. Но до птички ли ей было, промерзшей и уставшей.

Помнит мать, как Степа совсем ослабел и даже материнским сухарям не обрадовался. Сил у него уже не было грызть сухарь.

Из плача Офимьи вырисовывается жизнь всей деревни в годы войны. Целыми днями женщины-матери в лесу. Без хлеба целую зиму прожили — всё, до зернышка, на войну загребли. Картошки-то недосыта. Ели капустный лист. Всё мерилось реалиями военного времени. Бригадир кричит, требует или в ногах валяется: «Лошадь в простое, мне решка». Терпели все. Помогали своим сыновьям и братьям на фронте.

Председатель сельсовете Таисия Тихоновна пешком ходила по селом, чем могла, помогала людям. Поддерживала всех. Похоронка — дома в горе. Помогала выплакать горе. Иногда и побранит человека. Офимью не один день «жучила», когда она убивалась по Степе.

Страшную беду пережили люди. Скольких унесла война. Это не забудется. Не кончается и горе Офимьи. И не затихнет, пока живо материнское сердце!

К спискуК категорииВ меню