Повесть Мустая Карима «Долгое-долгое детство»



Самое известное прозаическое произведение Мустая Карима – это его автобиографическая повесть «Долгое – долгое детство». [Screen]Доказательство этому – памятник Мустаю Кариму в центре Уфы, созданный московским скульптором Андреем Ковальчуком. Это композиционный ансамбль, где на первом плане сам Мустафа Сафич, уверенно и спокойно смотрящий вдаль, а позади – каскад рукописных страниц, с которых в прямом смысле слова сходят герои повести «Долгое – долгое детство». Вот упал, сражённый взрывом раненый боец (лирический герой, от имени которого ведётся повествование). За ним он же, но только в детстве, в образе мальчика по прозвищу Пупок, несущего в руках ягнёнка, а за ним спускается Старшая Мать. Венчают эту композицию большекрылые птицы. Скульптурная композиция стоит в бассейне с текучей водой, символизирующей непрерывность жизни.

[/Screen] Анализируя повесть «Долгое – долгое детство», выделим её главную черту – народность. Герои произведения – люди из народа, неутомимые труженики, защитники родины, которые твёрдо стоят на своей земле. Это люди, которые не изжили в себе веру в чудеса; они немного чудаковатые, странные, неугомонные, наивные. Эти люди отличаются терпимостью, милосердием, не спешат никого обвинять, с достоинством принимают и смерть, и счастье. Именно такую характеристику даёт близким и родным людям, а также односельчанам автор в предисловии. А начинается повествование с описания ранения двадцатидвухлетнего солдата, который в состоянии страданий и мук от тяжёлой раны видит своё детство. Повествование о детстве ведёт взрослый человек. В центре мира его детства – Старшая Мать – незыблемый ствол этой жизни. Детство героя пришлось на 1920-ые годы. Рассказчик воспроизводит семейный уклад, жизнь села, традиции башкирского общества той эпохи. Старшая Мать обладает жизненной мудростью, на ней держится весь семейный уклад. Эту мудрость она выражает в одной фразе: «Доля мужа – моя частица». В кармане её старого камзола ребёнок всегда находит вкусные вещи, и это даёт ему веру в чудеса. Старшая Мать пользуется огромным уважением и авторитетом не только в семье, но и в ауле, она – повивальная бабка, принимает новорожденных и целую неделю живёт в семье вместе с мальчиком, окружённая заботой и вниманием. Мальчишки в ауле из зависти стали дразнить его «повивальный дед», а потом и вовсе окрестили Пупком.

Описывая родных и близких, друзей и односельчан, автор подчёркивает, что у каждого жителя села своя история. Композиция повести не линейна, автор то забегает вперёд, то возвращается в прошлое, то заглядывает в будущее. В повести описаны народные легенды и предания – о Царе и хлебной крошке или о волшебном коне Акбузате, из чего можно сделать вывод о фольклорных мотивах как важнейшей черте творчества Мустая Карима. Юмор, любовь, дружба, суд, война – всё переплетается в повести, но главное в этом произведении – нравственные уроки, которые извлекает из него читатель.

Особенно трогательным кажется в повести тот эпизод, где Старшая Мать прощается с Младшей Матерью. Здесь наиболее полно и ярко раскрывается нравственная высота и мужественная мудрость бескорыстного подвига Старшей матери, уходящей во имя семьи. Память об этом подвиге спустя годы помогла главному герою пережить тяжёлое ранение на поле боя.

[Screen]Таким образом, нравственные законы шариата в автобиографическом произведении превращаются в живые и полнокровные ветви единого и прочного дерева традиционной евразийской семьи.[/Screen] Да, в предисловии автор прав, говоря, словно извиняясь, что в его повести много смертей, но всё-таки светлые и жизнеутверждающие мотивы в этом произведении преобладают.

Старшая Мать – повитуха и величайший нравственный авторитет аула, женщина редкостного житейского такта и доброты. Как не пустеет её «волшебный карман», наполненный угощением для детей, так и не оскудевает её доброта, которая ширится и распространяется далеко за пределы собственной семьи.

К спискуК категорииВ меню