Как написать сочинение на ЕГЭ. Стиль сочинения на примере произведения Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин и Грушницкий в сцене дуэли



Возьмём две работы на тему «Печорин и Грушницкий в сцене дуэли». Одна работа была на трех тетрадных страничках. Умные мысли, точные формулировки, логическое расположение материала. Все необходимое было сказано, добавлять ничего не надо. Другая работа занимала семь страниц и, что самое удивительное, ничего лишнего! Тоже умно, тоже логично. Только формулировки не такие краткие, множество сравнений, образных оборотов. Конечно же, на разнице этих двух работ сказалась разница индивидуальных стилей их авторов. Приведем по одному отрывку из этих двух сочинений. Первый отрывок — это пример стиля несколько суховатого. Достоинство этого отрывка, на наш взгляд,— в стремлении к логичности, к предельной обоснованности каждого утверждения.

«Конечно, Печорин — целиком и полностью представитель дворянского сословия. Он не смог отбросить предрассудок, что в дуэли якобы защищается честь человека. Он согласился участвовать в этом глупом фарсе, чем, безусловно, заслуживает нашего осуждения. Но если сделать скидку на предрассудки дворянской морали, то Печорин в этой сцене явно возвышается над остальными участниками сцены. В рамках дворянской морали он ведет себя благородно: дает возможность Грушницкому рас каяться, причем заводит разговор об этом лишь после того, как в него самого уже произведен выстрел. Теперь уже никто не объявит его трусом, дань общественному мнению принесена, и на первый план выступают его чисто человеческие, причем довольно высокие, качества».

Теперь познакомимся с отрывком из второго сочинения. Мысли почти те же, но выражены более эмоционально. Достоинством второго отрывка нам представляется образный способ изложения своих мыслей.

«Человек стоит под дулом пистолета... Какие мысли могут его волновать, какие чувства? Главное, наверное, в том, что в такой момент человек не может лгать самому себе, ведь через минуту его жизнь может оборваться. И что же Печорин? Он и перед лицом смерти оказался таким же двойственным, каким мы привыкли его наблюдать на протяжении всего произведения. Значит, эта неопределенность— не маска, а настоящее его внутреннее ощущение.

С одной стороны, мы видим, как ему всегда было трудно, душно в этом обществе, как глубоко, буквально насквозь видел он его пустоту, лицемерие. С другой стороны, этот нелепый эпизод с ковром! Эпизод, достойный хоть самого штабс-капитана.

Вот так же и во время дуэли. Печорину искренне жаль Грушницкого, попавшего в такое глупое положение. Он полон великодушия, ой готов простить его. И в то же самое время он не в силах отказаться от дуэли. Презирая дворянское общество, Печорин сам — раб его морали».

К спискуК категорииВ меню