Как написать сочинение на ЕГЭ, чтобы было интересно?



Как написать школьное сочинение, чтобы было интересно? Даже в школьном сочинении нужно отточить свою мысль, то есть доказать справедливость идеи сочинения. И метод полемики очень может в этом помочь. Как же это сделать практически? Ведь сочинение пишется один на один, с кем же спорить, кого опровергать, кому доказывать?

Ну, прежде всего, еще раз хорошенько всмотритесь в тему. Бывает, что формулировка темы подсказывает адрес оппонента, так как сама тема полемична, ибо спор или элемент спора заключен в теме изначально. Например, такие темы: «Чацкий и Молчалин», «Наташа Ростова и Элен Безухова», «Правда Сатина и правда Луки», «Люди-ужи и люди-соколы» и т. д. В подобных темах уже в условии дано, что позиция одного героя нами принимается, другого — отвергается. И конечно, постоянное сталкивание этих позиций помогает нам более четко определить свое отношение к героям. Разве пылкость Чацкого не становится для нас еще привлекательней на фоне холодной и расчетливой «любви» Молчалина? Разве звериная жадность к деньгам Элен Безуховой не делает для нас еще дороже сцену, где Наташа Ростова (тоже ведь дворянка!) сбрасывает с подвод все добро, чтобы освободить места для раненых?

Есть темы, где полемичность присутствует завуалированно. Это темы, в формулировках которых содержится слово, толкуемое не всеми одинаково. Вот тут-то и скрыта богатая возможность для полемики.

Вспоминается, писали десятиклассники сочинение на тему «Счастье Павки Корчагина». Самые удачные, самые яркие сочинения получились у тех, кто пошел по пути полемики. Приведем небольшую выдержку из одного интересного сочинения.

«Удивительна сцена на полустанке. Тоня — в шикарной шубе, вся внешне такая довольная, такая благополучная. И Павка — весь оборванный, с обмороженными ногами, в рваной галоше... Казалось бы, ясно, кто из них счастлив. Но как жалки слова Тони: «Неужели ты у власти ничего не заслужил лучшего, чем рыться в земле?» И сколько гордого превосходства в ответе Корчагина: «О моей жизни беспокоиться нечего, тут все в порядке. А вот у вас жизнь сложилась хуже, чем я ожидал». Он, он, Павка Корчагин, полуголодный, оборванный и обмороженный, именно он жалеет сытую и благополучную Тоню, у которой есть все, кроме... главного! Кроме высокой жизненной цели, которая одна только и дает человеку счастье быть нужным людям, быть полезным делу, быть строителем жизни, а не ее прожигателем.

Когда я читал эту сцену, вспомнились слова гордого Сокола. Умирающий, истекающий кровью Сокол бросил жирному, спокойно устроившемуся в жизни Ужу: «Эх ты, бедняга!» Да, у Ужа вроде бы тоже все было — «тепло и сыро»... Но не было главного, не было идеи, за которую и умереть не страшно. А значит, и не было у него счастья».

К спискуК категорииВ меню