Наверное, каждому хочется, чтобы его сочинение было не только правильным, но и интересным. Чтобы его могли с удовольствием прочитать друзья, родные, а не только учитель.
Вот и поговорим теперь об одном секрете умения писать живо, увлекательно. Но, конечно же, все наши советы относительно формы принесут пользу лишь тем, у кого есть что сказать по содержанию.
Одним из таких секретов является сознательная полемическая заостренность письма. Старинная поговорка гласит: «В споре рождается истина». Конечно, поговорке нельзя верить на все 100 процентов. Наверное, можно открыть немало истин и в спокойном анализе явлений. Но безусловно, что в споре, в борьбе противоположных мнений истина если уж и не рождается (скажем, родилась еще раньше), то, во всяком случае, — уточняется, оттачивается, отшлифовывается. Ведь в споре на предмет или явление смотрят с разных ракурсов, а это, естественно, создает предпосылку для более объективных выводов. Именно поэтому нерешенные или не до конца решенные проблемы обычно становятся предметом споров, дискуссий. Значит, для истины полезно, чтобы её проверяли и оттачивали под разными углами зрения.
А теперь посмотрим на дело с точки зрения слушателя или читателя. Что нам интереснее слушать? Монотонное выступление одного докладчика или спор двух оппонентов? Конечно, спор. Ну, а если всё-таки одного докладчика, то какого? Конечно, такого, который умеет в своем докладе поставить спорный вопрос и решать этот вопрос в полемике с каким-то иным мнением, с каким-то оппонентом, реальным или воображаемым. Такой докладчик не преподносит нам истину в готовом виде, что всегда бывает скучновато, а делает нас как бы соавторами рождения истины.
Все высказанные соображения относительно полемичности манеры докладчика относятся в равной мере и ко многим видам письменного творчества, в том числе и к литературному сочинению.
Известно, каким азартным полемистом был Ленин. Писательница Мариэтта Шагинян так описывает свое первое впечатление от чтения ленинских книг: «...все в них мне показалось движущимся, возражающим, отвечающим на возражения — сплошь полемическим». Все это вначале обескуражило писательницу, воспитанную в старой школе на «неподвижных истинах». Но постепенно М. Шагинян приходит к выводу, что это и есть самый эффективный путь доказательства своих мыслей: «И вообще разве полемика — не главный метод для оттачивания своей истины, своей философской позиции с древнейших времён?».