Прежде чем начинать разговор о каждом пункте плана в отдельности, определим основные требования к плану вообще. Для этого ответим на два вопроса, освещающих две главные стороны плана: содержание и форму.
Вопрос первый: каким должен быть план по содержанию? Ответ: план должен быть таким, чтобы по нему было понятно не только то, о чем написана работа, но и главная мысль сочинения, схема построения доказательства истинности основной идеи работы, к каким выводам пришел автор сочинения.
А ведь иногда, что греха таить, по плану буквально ничего нельзя узнать. Порой это безжизненный план-схема, который, как трафарет, можно подставить к любому сочинению. Иногда дело доходит до абсурда. Приходилось видеть даже и такой:
1. Введение.
2. Основная часть.
3. Заключение.
Это, конечно, крайность. Чаще встречаются планы, где все-таки делаются попытки как-то наметить ход своей мысли.[Screen] Но и по таким планам трудно понять, какова главная мысль сочинения, каким путем автор раскрывает тему...
Чтобы план был не придатком к сочинению, а действительно мним, и квинтэссенцией всего сочинения, каждый пункт плана должен нести определенную информацию, то есть быть говорящим , а не безмолвным. Он должен также содержать в себе к какую-то оценку, позицию, то есть быть отвечающим, а не вопрошающим.[/Screen] Поясним эту мысль. Вот несколько примеров, взятых из разных планов, безмолвных, почти ничего не говорящих пунктов:
1. Отношение Онегина к труду.
2. Изображение женской доли в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Жизнь Ниловны до ее знакомства с революционерами.
Что мы узнаем из этих формулировок? Почти ничего. Они содержат минимум информации, лишь сообщая, о чем примерно будет идти речь. Не лучше выглядят и вопрошающие формулировки:
1. Как Онегин относился к труду?
2. Как Некрасов рисует женскую долю?
3. Какова была жизнь Ниловны до ее знакомства с революционерами?
A теперь посмотрите, как можно сформулировать эти пункты, чтобы они«заговорили»:
1. Неспособность Онегина к упорному труду.
2. Женская судьба — самая тяжелая судьба.
3. Безнадежная жизнь Ниловны до ее знакомства с революционерами.
План, составленный из таких вот «говорящих» пунктов, действительно является надежным, крепким каркасом, на котором можно построить и все здание сочинения.
Правда, не любую мысль можно выразить так лаконично, как в приведенных примерах.
Иногда, для того чтобы формулировка какого-либо пункта точно выражала нужную нам мысль, приходится использовать даже сложные формулировки. Но все же старайтесь делать это как можно реже, старайтесь использовать фразы как можно более емкие и четкие.
Теперь ответим на второй вопрос: каким же должен быть и план но форме? Ну, здесь ответ ясен, правильная форма плана известна всем, даже тем, кто никогда им не пользуется. Это знакомая схема:
I
II (1, 2, 3, 4.)
III
Это как геометрия. А она, как известно, наука точная, и в теореме нельзя поменять местами, скажем, «что дано» и «что и требовалось доказать»: у каждой части свои задачи, свои функции. Поэтому в хорошо составленном плане нельзя произвольно менять местами пункты I, II и III (аргументы 1, 2, 3, 4... могут иногда меняться местами).