Русский язык, как и любой другой язык, - это динамически развивающаяся и самообновляющаяся система. Лексический состав языка – наиболее подвижная и изменчивая его часть. Динамичность обеспечивается постоянным обновлением словарного состава, но за счет чего оно происходит? Каковы собственные источники пополнения лексикона?
Одним из крупных разделов словарного запаса языка, единицы которого периодически «освежают» нашу устную и письменную речь – это лексика пассивного словарного фонда. Сюда относятся историзмы, архаизмы, научные термины, диалектизмы и религиозная лексика и другие категории. Употребление лексики пассивного фонда позволяет уменьшать влияние иностранных языков, поскольку отпадает необходимость в использовании заимствований. Аккумулировав данный раздел воедино, А. И. Солженицын создал «Русский словарь языкового расширения». Эта книга базируется на рассмотренной части лексики, большая часть которой взята из труда В. И. Даля «Толковый словарь живого великорусского языка». С течением времени в речь возвращаются вышедшие из нее ранее слова, например, губернатор или меценат. Лексика переосмысляется и приобретает новые смысловые оттенки. Результатом подобной циркуляции лексики становится образование синонимических рядов. Их важными элементами становятся слова из пассивного фонда.
Источником обогащения общеупотребительной лексики становятся термины науки, которые приобретают новые значения. Например, слово «экология», которое обозначает название самой дисциплины, в общественном понимании приобрело значение «состояние окружающей среды».
Широко употребляется и используется религиозная лексика – библеизмы, славянизмы, слова из церковных текстов. Из прямого значения слова переходят в переносное и могут постепенно приобретать нейтральный смысловой окрас (пример - «милосердие»).
Большую роль в пополнении лексикона играет периферийная лексика, к которой относятся просторечия, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы и иные категории.
Просторечия включают в себя ненормированные, фамильярно-разговорные слова и выражения, которые свободны от ограничений и запретов. В то время как раньше термином «просторечие» называли речь неграмотного, сейчас этот лексический раздел активно эксплуатируется различными слоями населения.
К чертам просторечия относятся ослабление самоцензуры, возможность использовать в речи выразительные слова и обороты. Просторечия часто имеют явный эмоциональный окрас – слово «выпендрежник» явно выражает отношение говорящего к конкретному человеку.
Интересен такой источник новой лексики, как диалектизмы – это выражения или способы речи, которые употребляются только людьми, проживающими в конкретной местности. Широко известны слова «поребрик» и «парадная», которые используют петербуржцы и которые кажутся забавными представителям других регионов.
Еще один лексический раздел, слова из которого могут переходить в повседневное употребление – профессионализмы. Это слова и выражения, свойственные речи представителей конкретной профессии или области деятельности. Например, раньше только водители называть руль «баранкой», однако теперь практически каждый носитель языка знаком с этим значением слова.
Жаргонизмы – одна из «наименее почитаемых» лексических категорий, однако именно в рамках этого раздела имеет место активнейшее словообразование. В рамках этого явления понятие «шутка» может быть заменено словом «хохма», от которого так же легко образовать синоним слова «шутник» - «хохмач».
Распространено мнение, что язык пополняется в основном за счет заимствований, которые могут оказывать на него загрязняющее воздействие. Однако важно понимать, что сам язык может служить для себя источником обновления многочисленными способами, и именно в этом заключается смысл саморегуляции.