Женщины и война (эмансипация, феминизм)



«Девушки не должны бояться быть умными», - сказала Э.Уотсон в одном из своих интервью; а я добавлю - девушки не должны бояться просто быть. Испокон веков женщины вели неравную войну за освобождение от зависимости, за банальные права, которые сейчас принято считать общечеловеческими. Борьба за право получать образование, за свободный труд, за участие в политическом процессе, за право отвечать за свои действия самостоятельно в некоторых странах продолжается и по сей ден. В настоящее время эмансипация женщин заняла особое место в периодике, литературе, искусстве, и я считаю, что обращать на это внимание общественности - половина пути к успеху. В защиту своего мнения о том, что борьба женщин за свои права имеет положительный характер скажу, что общественное самосознание людей растет, женскую половину населения больше не удовлетворяет навязанный им стереотип социальных ролей, где семья и материнство являются единственными ценностями. И я считаю, что это абсолютно нормальное явление общества, когда навязанный кем-то стереотип перестает отвечать времени и постепенно искореняется. По моему мнению, война женской половины населения за свои права, как уже было написано выше, рано или поздно будет выиграна ими, поскольку новые поколения людей в России в частности и в мире в целом мыслят все прогрессивнее и прогрессивнее и начинают сознавать, что зависимость одного пола от другого ни к чему не приведет. Эта война, борьба за изменение стереотипов - долгий и мучительный процесс, результат которого, я бы сказал, стоит того, чтобы бороться изо дня в день.

На одной шестой части света под названием Российская империя с правами женщин в начале 19 века дела обстояли довольно плачевно. Борьба их за свои права осложнялась тем, что многие представители женского населения считал себя «помощницами мужчин» и не собирались ни с чем бороться. Настоящая же борьба за равноправие женщин, положившая начало войне, идущей до сих пор, началась в России в середине 19 века с появлением основанного аристократками М.В. Трубниковой и Н.В. Стасовой "Общества дешевых квартир". Пример этого общества, по моему мнению, наглядно иллюстрирует довольно удачную борьбу за эмансипацию женщин в России. (О борьбе за избирательные права речь не идет из-за отсутствия выборов как таковых). [Screen]Основным интересом участниц российского женского движения было достижение представительницами слабого пола экономической самостоятельности. Если вы читали роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?", то примерно представляете себе деятельность "Общества дешевых квартир". Его клиентки - в основном малообразованные работницы, жили в нанятых на кооперативные деньги помещениях, занимались рукоделием, которое шло на продажу, усердно самообразовывались и соблюдали установленные обществом правила. Само общество поставило своей задачей дать русским женщинам возможность существования собственным трудом, а также создать в России систему высшего женского образования. Что касается представительниц российской интеллигенции, то именно благодаря деятельности Стасовой и «Общества дешевы квартир» они получили возможность посещать Высшие женские курсы; к концу столетия в России было уже пять подобных заведений, включая вошедшие в историю Бестужевские курсы. Для завершения высшего образования россиянки уезжали в Европу, и в конце 19 века из тысячи двухсот иностранных студенток Цюрихского университета семьсот имели российский паспорт. Я считаю, что пример «Общества дешевых квартир» ярко иллюстрирует борьбу женщин за освобождения от зависимости, за возможность профессионального самоопределения, свободного выбора спутника жизни…[/Screen]

[Screen]Проблема эмансипации женщины входит в русскую литературу в 30-40-е годы 19 века. Так, я считаю, волне естественно рассмотрение творчества И.А.Гончарова в контексте идей женской эмансипации, так как именно во время обсуждения «женского вопроса» писатель создавал свои главные произведения в целом, а роман «Обломов» в частности. На его интерес к этой теме указывали и критики-современники, и исследователи творчества писателя последующего времени. Так, Е. Ляцкий подчеркнул, что «Гончаров проследил … историю женского вопроса в нашей общественности, от еле заметных признаков пробуждения сознания личности в себе и самостоятельного права на жизнь до первых попыток решить этот вопрос компромиссом между «старой» и «новой» правдой», а один из самых проницательных критиков Серебряного века, прицельно занимавшийся особенностями воплощения женских образов в литературе Е. А. Колтоновской. [/Screen][Screen]Она указала на то, что обломовщине в романе Гончарова «Обломов» противостоят не герои типа Штольца, а, прежде всего, женщины, которые, в отличие от идеализированных героинь И.С.Тургенева, «производят естественное, жизненное впечатление», являются не односторонними персонажами, образцовыми и возвышенными, а предстают перед читателями настоящими, естественными и завершенными. Читая произведение, я сразу заметил, что у женщин Гончарова на первом плане стоит не «любовь, этот заколдованный круг женщины», а «сама жизнь».

В «Обломове» сразу бросается в глаза единство женского мира, способность к урегулированию отношений, к нахождению способов мирного разрешения конфликтов - в отличии от соревнующегося мира мужчин. Женщины пытаются договориться. Ведь именно так можно понять слова из романа «Обломов»: «Анисья входила, и гроза всегда разрешалась простым объяснением». [/Screen]Так же спокойно уходит из дома Ольга, навестившая исчезнувшего Обломова. И даже очевидная чуждость Ильинской ее тетушке не приводит этих женщин к противостоянию. Все это можно воспринять как своего рода идиллию, гениально созданную и мастерски обрисованную Гончаровым.

Говоря о вопросе женской эмансипации и безвременной, непреходящей борьбы женщин за свои права, нельзя не отметить характер женщины нового времени в романе «Обломов» - Ольги Ильинской. Героиня - «новая» женщина, не похожая ни на одну героиню произведений до нее. Вполне «живое лицо», Ольга действительно выгодно отличается в этом отношении от Штольца, хотя мы практически ничего не знаем ни о детстве, ни о юности героини. Более того: Ольга дана в романе как бы вообще вне быта. Независимая в своем выборе и решениях, Ольга вместе с тем чутка к истинной любви. Любовь для нее не страсть, но чувство-долг, сопровождаемая нравственными обязанностями обоих любящих понести ее до конца жизни. «Да…у меня, - говорит она Обломову, - кажется, достанет сил прожить и пролюбить всю жизнь». Отсюда и требовательность героини к себе и к возлюбленному: Ольга не смиряется с тягой Ильи к покою, так как знает: «норма» любви дается лишь движением «вперед, вперед». В этом плане позволю себе заметить новаторство Г-а, который изобразил женщину, а не привычного всем мужчину, инициатором отношений. И в этом четко прослеживается идея женской эмансипации, взгляды на «отношение… полов между собою», уважение к женщине.

Ольга необычайно энергичная, постоянно пытается разбудить спящий разум Обломова, поднять возлюбленного с дивана, заставить его двигаться, жить. В этом плане показателен эпизод свидания Ольги и Ильи Ильича, когда заглавной герой приходит на встречу и не находит Ильинскую на месте. Персонаж ждет какое-то время, а затем замечает девушку на вершине горы. Так Ольга заставляет пассивного и апатичного Обломова поднятья на гору, и в этом стремлении, в бесконечной энергии Ильинской, на которой держатся отношения героев, я бы сказал, новизны даже больше, чем в женском курении. Жизнедеятельная и независимая натура Ольги позволяет героине вытащить Обломова из его «сонной жизни», попытаться изменить его. И Обломов действительно меняется: меньше спит, даже начинает больше двигаться, читать…

[Screen]Принимая свою любовь к Обломову как долг, Ольга старается заботиться о нем. «Она ... казнила его апатию глубже, действительнее, нежели Штольц; потом … она перешла к деспотическому проявлению воли, отважно напоминала ему цель жизни и обязанностей и строго требовала движения». Взяв на себя ответственность за судьбу Обломова, Ольга достигает на этом пути некоторых результатов, ее усилиями в Илье Ильиче «появлялась лихорадка жизни, сил, деятельности». [/Screen]Ольга искренне радуется «пробуждению» Обломова, считая это «уроком, назначенным свыше» для нее. Во всех этих чертах характера главной героини и прослеживается результат борьбы женщин за свои права, ведь в русской литературе до «Обломова» нельзя было встретить женщину, похожую на Ольгу, женщину нового поколения, готовую быть инициатором отношений и вытаскивать возлюбленного из дома, не ожидая, что то сделает это сам.

К спискуК категорииВ меню