Какую роль в судьбе Фауста играет Мефистофель? Почему и для чего оказывается он рядом с Фаустом?



[Screen]Мефистофель в трагедии Гете спорит с Богом и пытается доказать, что человек не может считаться существом, созданным по образу и подобию Бога, не достоин божественного дара, а Фауст для него – опытный образец, разменная монета.

[/Screen]

Не случаен поэтому выбор времени для знакомства Мефистофеля с Фаустом. Дьявол возникает перед ученым именно тогда, когда неудовлетворенность последнего жизнью находится на пике: «Я жизнь отверг и смерти жду с тоской». Фауст к моменту этой встречи разочаровывается в науках, утрачивает веру в Бога, ощущает невозможность вырваться из пошлого и грязного реального мира и жить в идеальном, совершенном мире.

Характерно, что Фауст у Гете сам устанавливает условия договора с Мефистофелем, соглашаясь отдать душу только после достижения полного удовлетворения жизнью, и притом стремится не к достижению низших желаний, развлечениям и пр., а к познанию мира, к достижению гармонии ума и сердца, к поиску идеала.

Однако Мефистофель делает все, чтобы положительные устремления его "подопытного" обратились в ничто, чтобы он упал в духовную пропасть, лишился своей человеческой сути. Удовлетворяя желание Фауста любить, Мефистофель помогает увлечь Маргариту, но потом отвлекает Фауста от возлюбленной. [Screen]Последняя встреча перед казнью Маргариты показывает силу духовного влечения и раскаянья героя.

Другое испытание пытливого ученого – испытание властью. Используя дьявольскую помощь, Фауст становится правой рукой императора, спасая страну от разорения и добиваясь победы в битве. [/Screen]Но, находясь у власти, Фауст жаждет созидания, а ему мешает «старичье». Обратившись к Мефистофелю за помощью, Фауст получает совсем не то, чего хочет: [Screen]«старичье» погибает, а Фауст снова становится невольным убийцей («Я мену предлагал со мной, / А не насилье, не разбой»).

К концу поэмы Фауст страдает не столько от невозможности познать и понять сущность мироздания, но от сознания угасания своего человеческого естества, духовной составляющей, божественного дара: «О, если бы, с природой наравне, / Быть человеком, человеком мне!» [/Screen]Только во сне он может нарисовать совершенный мир и воскликнуть те слова, которых так ждет Мефистофель: «Мгновенье! / О, как прекрасно ты, повремени!»

Конечно, Мефистофель поступает нечестно и нарушает условия договора, отнимая душу Фауста, хотя тот так и не достиг удовлетворенности жизнью. На мой взгляд, Гёте тем самым подчёркивает порочность Мефистофеля, возвышает человека и доказывает истинное превосходство человека над дьяволом.

К спискуК категорииВ меню