Краткий пересказ Лесков Николай Семенович «Левша»



Государь Александр Павлович после венского совета поехал по всем странам смотреть разные дивные штуки, что люди придумали. Вместе с ним ездил казак Платов, который отговаривал царя от ненужных вещей и говорил, что у них уже такое дома есть. И вот поехали они к англичанам. Смотрят у них разные штуки. Царь удивляется, а казак не удивляется и говорит: «Такое донцы легко сделают». Принесли им ружье красивое, что царь заохал да заахал, а Платов взял отвертку и открыл его, а внутри подпись мастера тульского. Вот так он их смутил.

На следующий день водили их по разным комнатам и в конце вынесли царю поднос, на котором оказалась малюсенькая сделанная английскими мастерами блоха и ключик. Царь блоху взял и англичанам миллион уплатил за такую дивную вещицу и сказал, что они – самые великие мастера в мире. А Платов по тихому «мелкоскоп» в карман положил и с собой взял. Скоро они с царём домой уехали, потому что дела военные у царя меланхолию сделали и ему надо с попом Федотом встретиться.

Когда умер царь Александр, отдали блоху жене его, а та вручила новому царю, Николаю. Николай долго не придавал ей значения, а потом интересно ему стало. Начали искать того, кто знает, что такое в шкатулке и для чего оно. Тут пришел казак Платов и рассказал, что это работа английских мастеров, и что хорошо бы было отдать её тульским мастерам, чтобы они посмотрели. Царь согласился, так народ свой любил и знал, что наши мастера что-нибудь придумают.

Поехал казак на Дон через Тулу и отдал мастерам шкатулку с блохой. Спрашивал у них, что можно такое сделать, да ничего не узнал. И поехал пока раны свои лечить, а мастера пошли из Тулы в сторону Киева. Но только отошли немного, как скрылись в домике и там втроем начали молоточками стучать. Пытались люди узнать, что они там делают, да только не пускали они никого, и никак разведать, тоже не получилось.

Ехал через две недели Платов обратно и посылал впереди себя слуг, чтоб узнали, готово дело или нет. Когда прибежали к домику слуги и войти попытались, то не получилось, тогда они крышу снесли и увидели внутри трех мастеров, которые как раз свою работу доделывали. Посмотрел Платов на блоху, только ничего не увидел и взял одного из мастеров, куцего левшу, с собой к царю.

Приехали и показывают царю работу. Да только Платов не знал в чем дело и потому сказал, что ничего мастера не сделали, но усомнился Царь и сам смотреть начал. Но тоже ничего не увидел. Велел позвать Левшу и спросил у него, что они такого сделали. Левша ответил, что нужно под «мелкоскопом» смотреть. Но и так ничего царь не увидел. Тогда сказал Левша, чтобы они смотрели только на ножку блохи. Посмотрел царь и обнял пыльного и грязного Левшу и сказал, что они таки-сякие блоху то, подковали подковами. И все смотреть стали и тоже увидели, что блоху подковали, потому она танцевать не может, а Левша сказал, что на каждой подкове имя мастера, который её делал. Спросил у него царь, а что же сам Левша делал, на что тот ответил, что он гвоздики ковал, которыми подковы прикреплены.

Царь указ издал, чтоб блоху обратно в Англию отправили, и Левшу вместе с ней, показать, что и в России мастера есть. Омыли, подстригли, одели и отправили вместе с переводчиком Левшу за границу. Там его встретили и водили по разным заводам, поили и выпрашивали разные секреты, пытались на свою сторону сманить, но левша на все нет говорил. И отправили его домой. Плыл он на корабле, да по родине скучал. Даже от скуки пари завел, кто больше выпьет и до конца пути пьяный был. Привезли его домой, в Россию. Да плохо ему стало и отправили в больницу, но нигде его не принимают, за бездомного считают. Но успел он перед смертью другу своему сказать, чтобы тот царю передал, что ружья камнем чистить нельзя, а то стрелять не будут, и тогда войну проиграем. Так и помер.

В Туле же говорят об этом, как о делах давно забытых и преданьях старины, но много все еще мастеров на Руси, подобно Левше. И любят работники вспоминать о делах старинных с любовь и гордостью.

К спискуК категорииВ меню