Биография Толстого смерть писателя



28 октября 1810 года ночью, тайком, в сопровождении домашнего врача Душана Маковицкого, Толстой покинул Ясную Поляну. Куда он бежал?

В книге «Освобождение Толстого» об этом написал И. А. Бунин: «Он бежал “куда-нибудь” и не мог не знать, что, по его годам и слабостям телесным... ждала его на пути только смерть. “Но это-то и хорошо”. Лишь бы не умереть, как умирает человек этого мира, а умереть, как зверь, — по древнейшему закону природы: в той священной тайне, в которой умирает “где-то” всякий свободный зверь, всякая свободная птица, ибо никогда не находит человек ни свобод¬ного зверя, ни свободной птицы мертвыми ни в городе, ни в деревне, ни даже в чистом поле».

Сначала Толстой отправился в Оптину Пустынь, рядом с которой в селе Шамордине в женском монастыре монашествовала его любимая сестра Мария Николаевна. Хотел ли он остаться в Оптиной или в Шамордине — неизвестно, как неизвестны и его дальнейшие планы. На следующий день из Ясной Поляны приехала дочь Александра Львовна. Она привезла страшную весть о том, что Софья Андреевна пыталась покончить жизнь самоубийством, несколько раз бросалась в пруд. Когда ее спасли, кричала: «Я его найду, я убегу из дому, побегу на станцию! Ах, только бы узнать, где он! Уж тогда-то я его не выпущу, день и ночь буду караулить, спать буду у его двери!»

Это известие потрясло Льва Николаевича. Он решил продолжить свое бегство дальше — куда, и сам не знал. Сначала намеревался отправиться в Новочеркасск, потом на Кавказ, а потом — куда-нибудь в Болгарию...

— Все равно куда... только ни в какую ни в толстовскую колонию, а просто в мужицкую избу... - говорил он своим верным спутникам — дочери, Душану Маковиц- кому.

По дороге, на станции Астапово, все вынуждены были сойти с поезда — из-за силь¬ного жара у Льва Николаевича. Дальше путешествовать в таком состоянии было для него смертельно опасно.

Несколько дней Толстой был в ясном сознании, диктовал последние мысли, разгова¬ривал с приезжающими детьми, близкими людьми. За стеной прислушивалась к его дыха¬нию приехавшая Софья Андреевна. Бюллетени о его здоровье печатались в газетах, за ними следила вся Россия.

(1918) ноября 1910 года в 6 часов утра Толстой скончался.

(1919) ноября траурный поезд с его телом вышел со станции Астапово на станцию Засека близ Ясной Поляны.

Траурные собрания и митинги прошли по всей стране, несмотря на то, что власти старались предотвратить любые массовые мероприятия, связанные со смертью Толстого.

Десятки тысяч людей хотели приехать в Ясную Поляну, чтобы отдать последний долг памяти Льва Николаевича Толстого. Но на похоронах удалось присутствовать лишь трем-четырем тысячам человек: в основном это были московские студенты, которым, опасаясь студенческих волнений, все-таки позволили приехать, и яснополянские крестьяне. Крестьяне и несли гроб на руках от станции до Ясной. Очевидцам особенно запомнилось белое полотно на двух шестах, на котором было написано:

«Лев Николаевич! Память о твоем добре не умрет среди нас осиротевших крестьян Ясной По-ляны».

Прощание с покойным в доме длилось три часа.

Согласно его завещанию, хоронить Толстого решено было недалеко от дома, в лесу, без креста на могиле и церковного обряда. Присутствующие пели «Вечную память». (Однако вскоре после похорон в Ясную Поляну приехал священник и с согласия вдовы совершил на могиле обряд погребения; имя его осталось неизвестным.) Люди стояли на коленях, встали на колени и жандармы, наблюдавшие за порядком во время похорон.

После похорон семья Толстого получила более 2 500 телеграмм со всего мира, в которых выражалось глубокое соболезнование.

Назад
К спискуК категорииВ меню