Драматизм жизненных историй в повести А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»



В своём произведении Солженицын проявляет внимание не к историческим личностям, не к высокопоставленным чиновникам и государственным деятелям — всем тем, чьи имена можно видеть сегодня в школьных учебниках, а к самому обыкновенному, простому человеку. В их число входит не только главный герой. Все действующие персонажи повести являются рядовыми гражданами. У выбора этого, вероятно, есть причина в лице Советской власти. Она представляла собой бездушную систему, полностью пренебрегающую человеческим фактором, нацеленную исключительно на достижение результата безо всякой ответственности за использованные при этом средства. Своей задачей автор считает показать, как жил этот самый обыкновенный человек в столь нечеловеческих условиях. Изучать явление, как известно, следует на его модели. Таковой и является Особлаг.

Заключённые в лагере самые разные: от честных тружеников до стукачей и предателей. Поведение их во многом определяется жизнью на воле. Так, Шухов, порядочный и трудолюбивый крестьянин в прошлом, сохраняет свою сущность и во время пребывания на зоне. Он серьёзно относится к порученной работе, выполняет её на совесть, проявляет доброжелательность в отношениях с однобригадниками. «Ща восемьсот пятьдесят четыре», по привычке своей мужицкой, предусмотрительный, запасливый. Ему свойственно продумывать каждую мелочь, от которой в лагере порой зависит вся жизнь.

Интересен бригадир сто четвёртой — Тюрин. В прошлом он служил в армии, однако был уволен после раскулачивания отца. Можно предположить, что герой, обиженный происшествием с его семьёй, старается бороться с несправедливостью, защищая права заключённых, заступаясь за свою бригаду, работая с ней на равных.

Ярким показателем того, что прожитая на воле жизнь никуда не девается даже после попадания в исправительно-трудовой лагерь времён СССР, является Алёшка. Он оказался здесь из-за веры, от которой его хотели отучить. Но, судя по тому, как ловко он прячет свою книжицу с Евангелием, как искренне молится каждый день, это у них не особо получалось.

Ещё одним примером влияния опыта, полученного за пределами зоны, стал Сенька Клевшин. Пережив даже Бухенвальд, он остаётся жив и, как бы это ни было абсурдно, попадает в лагерь за «измену родине»! У кого после такого останется смелость и желание делать что-то, что противоречит сложившимся законам? «Будешь залупаться — пропадёшь», — говорит сам герой, крайне молчаливый и тихий.

Не всем же быть такими порядочными. Верно? Хватает на зоне и шакалов, и нахлебников. Таким является Фетюков. В прошлом — какой-то начальник. Совсем не опытен в работе, поэтому всегда получает самые примитивные задания. Как известно, его оставила семья: жена и дети. Поведение Фетюкова, однако, можно понять. Желание выжить, обида на жизнь и не такое делают с людьми. С какой-то стороны, его даже жалко.

Привлекает внимание Цезарь Маркович. Весьма неоднозначная личность. Его образованность, начитанность, внешняя интеллигентность должны, по идее, вызывать чувство одобрения. Но этого не следует. Как положительным может быть персонаж, который даже не обращает внимание на того, кто, принёс ему еду, вопреки запретам выносить её из столовой? Да, Цезарь не жаден, он делится порой получаемыми посылками. Но не стоит его этим оправдывать.

Главная идея, которую хотел донести автор, состоит в определении некоторой нравственной модели поведения человека, заключённого, которая предполагает стремление не только выжить несмотря ни на что, но и сохранить себя, свой внутренний духовный мир. Именно это качество Солженицын преподносит как главную ценность. Нельзя не вспомнить безымянного Старика, являющегося своеобразным идеалом, воплощением стойкости чувства собственного достоинства. Таким в какой-то степени обладает и Иван Денисович, теперь искренне радующийся своему дню, лёжа на «клопяной вагонке», дню без «кондея», без работ в Соцгородке, с двойной порцией каши, хорошо закрытой бригадиром процентовкой, с угощением от Цезаря и самосадом. Действительно, хорошо «прошёл день, ничем не омраченный, почти счастливый».

К спискуК категорииВ меню