Краткое содержание Возвращение в сокращении



Гвардии капитан Иванов Алексей Алексеевич демобилизовался из действующей армии и направился домой. На железнодорожной станции Иванов познакомился с девушкой. Как оказалось в завязавшемся разговоре, девушку звали Машей, она была дочерью пространщика и работала в столовой, где служил Иванов.

Вскоре поезд прибыл, и они оказались попутчиками. Через двое суток изматывающей езды в переполненном вагоне, Алексей Алексеевич и Маша прибыли в город, где двадцать лет назад родилась девушка. В этом городе Иванову довелось пробыть двое суток. Общаясь с Машей, Алексей Алексеевич даже не заметил, как быстро пролетело время. Прощаясь с девушкой, он поцеловал ее, вдыхая запах ее волос, напоминавший запах осенней листвы в лесу.

Спустя день Иванов прибыл на вокзал родного города. Он сошел с поезда и не сразу узнал в худощавом одиннадцатилетнем подростке своего сына, который вышел его встречать. По дороге к дому они перебрасывались скупыми фразами, и Алексей Алексеевич не переставал удивляться серьезности и рассудительности Петрушки.

На крыльце дома их уже поджидала Любовь Васильевна, жена Иванова. Он обнял ее, и сразу почувствовал тепло родного человека. Настя, маленькая дочь Алексея Алексеевича, не помнила отца, и при встрече с ним расплакалась, испугавшись незнакомца. Петрушка объяснил ей, что это родной их отец, но девочка сторонилась Иванова.

Стали собирать на стол. Петрушка со знанием дела руководил приготовлениями, а отец снова поражался его взрослости. Алексей Алексеевич умилялся, глядя на Настю, ему хотелось расцеловать ее, обнять, но он боялся снова напугать дочку.

За праздничным столом Иванов стал расспрашивать жену о жизни без него. Любовь Васильевна, отвечая, робела, стеснялась, как невеста. За долгие годы войны она отвыкла от мужа и не знала, как себя вести.

Дети ели мало. Петрушка объяснил, что оставляет еду другим членам семьи, а Настя припрятала кусок пирога для дяди Семена. На расспросы Иванова о дяде Семене, жена ответила, что у Семена Евсеевича немцы убили жену и детей, и он попросился наведываться к ее детям, играет с ними, иногда помогает. Алексей Алексеевич, слушая жену, криво усмехнулся, задумчиво закурил. За столом нависла угрюмая тишина. Ее нарушил Петрушка, указывая отцу, чтобы тот поскорее стал на довольствие. Иванов, в который раз, испытал чувство неловкости и робости перед сыном.

Когда дети, наконец, улеглись спать, Алексей Алексеевич снова завел разговор с женой о ее жизни без него, напрасно стараясь выведать все подробности.

К спискуК категорииВ меню