В пьесе Максима Горького "На дне" каждый герой говорит о своей правде, о том, что важно для него. Но читатель сразу может понять, чью истину автор ставит под сомнение, скорее называя её "сладкой" ложью, а чью он поддерживает и одобряет.
Так, некими образами лжи и правды являются Лука и Сатин. Несмотря на то, что во многих статьях отмечалось, что Горький отрицательно относится к Луке и его действиям, вклад этого героя в пьесу является невероятно большим. Старик своими словами старается помочь обитателям ночлежки подняться со "дна", направить на исправление и изменение жизни. Актёру он рассказывает о специальных лечебницах для зависимых от алкоголя. И хотя Лука вряд ли мог знать адреса этих заведений, он обещал вспомнить и все рассказать Актёру, стоит только ему захотеть исправиться: «Да я тебе город назову!.. Ты только вот чего: ты пока готовься!». С Анной старик говорил о загробной жизни, после чего ей даже захотелось немного пожить: «Ну... еще немножко... пожить бы... немножко! Коли там муки не будет... здесь можно потерпеть... можно!».
Лука старается помочь «обителям дна», но после его исчезновения все обещания и добрые слова были забыты, и герои стали ругать старика. Лишь Сатин встает на защиту странника, произнося свой монолог: «Я — понимаю старика... да! Он врал... но — это из жалости к вам, чёрт вас возьми!».
Максим Горький в пьесе противопоставляет Луке Сатина — карточного мошенника, шулера, пьяницу. Но с каждой прочитанной страницей мы узнаем о нем еще больше. [Screen]Он рассказывает о своей прошлой жизни, о том, что он образованный и начитанный человек: «...Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком… знаешь?..». Именно в его уста автор вкладывает монологи о человеке и правде: «Человек-вот правда! ...Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... Ложь-религия рабов и хозяев. Правда-бог свободного человека!».[/Screen] Сатин против лжи, против того, чтобы людей утешали неправдой, ведь это приводит только к бездействию. И хотя шулеру неприятна и непонятна позиция Луки, он всё равно встаёт на его защиту, указывая на глупость героев.
Подводя итог, можно сказать, что автор окончательно не согласен ни со стариком, ни с шулером. Максим Горький говорит о том, что людям нужны и правда, и ложь, но лишь в том случае, когда это может принести пользу. Но именно в пьесе «На дне» было бесполезно и то, и другое, потому что герои все равно не изменили свою жизнь, все слова прошли мимо, даже не запомнившись кем-то.