15.1. М.Н.Кожина: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» («Шел девятьсот девятнадцатый год...» По Е.Н.Верейской)



"Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань", - считает лингвист Марина Николаевна Кожина. Высказывание языковеда я понимаю так: художник слова не имеет другого инструмента, кроме речи, поэтому понять авторскую позицию, симпатии и антипатии писателя, дать оценку тем или иным героям мы можем только одним способом - анализируя средства выразительности, используемые в тексте. Эти выразительные средства могут быть самыми разными: автор может прибегать к звукописи, употреблять диалектизмы или историзмы, предпочитать бессоюзие или многосоюзие и так далее. Читателю же важно понять, зачем писатель употребил именно это средство выразительности, что он этим хотел нам сказать.

Попробую доказать свою мысль, опираясь на текст Елены Николаевны Верейской. Перед нами возникает образ старшего товарища рассказчика по имени Гулька. Этого героя, который вначале был безусловным авторитетом для рассказчика, характеризуют не только его ужасные поступки (он крадет ящик с интрументами и приобщает к этому Леньку, потом толкает девчонку Вихрашку на лед, что приводит к трагедии), но и его прямая речь. Всего несколько реплик Гульки позволяют понять этого человека, ведь его речь груба, в ней преобладают сниженные разговорные слова: "убирайся", "покуда цела" (предложение 34), "шито-крыто" (предложение 55). Мы понимаем, что Гулька резок, груб, безжалостен.

Совсем другой предстает перед читателем Вихрашка: она не только использует в речи формулы вежливости ("здравствуйте" в предложении 21) и похвалу ("молодец" в предложении 32), но и употребляет уменьшительно-ласкательные слова ("мальчики" в предложении 22, "мальчишки" в предложении 30). Все эти слова с положительной семантикой помогают создать образ доброй и приветливой девчонки, которая никому не желает зла и открыта всему миру. Тем страшнее представить, что эту девочку ждет смерть.

Таким образом, понять художественное произведение можно благодаря анализу речевой ткани: звуков, слов, предложений, тропов и фигур.

К спискуК категорииВ меню