Стихотворение было написано Мандельштамом 1933 году. По жанру это эпиграмма, то есть небольшое сатирическое стихотворение. Адресат прочитывается более чем легко: в "кремлевском горце", "осетине" с "усищами" быстро угадывается Сталин. В период культа личности Сталина в 1930-е годы это было слишком смелое и даже безрассудное стихотворение. Пастернак, услышав стихотворение, сказал, что оно не имеет отношения к поэзии, что это "акт самоубийства". Осип Эмильевич не скрывал своего авторства, читал стихотворение всюду и после ареста готовился к расстрелу. Хотя он чудом избежал расстрела, все-таки в 1938 году он умер по пути в лагерь после очередного ареста. Такой протест ничем иным закончиться в СССР не мог.
В стихотворении много сниженной разговорной лексики: ближайшее окружение вождя поэт называет "сбродом", "полулюдьми". Их сходство с животными подчеркивается соответствующими глаголами: "свистит", "мяучит", "хнычет". Слово "малина" из жаргона уголовников подчеркивает связь Сталина с преступным миром: известно, что в молодости он (тогда его звали Коба) занимался незаконной экспроприацией. Слова "горец" и "осетин" (Сталин был с Кавказа, вырос рядом с Южной Осетией) участвуют в перифразе, то есть помогают прямо не называть вождя, но сделать его более чем узнаваемым. Слово "бабачит", вероятно, является авторским неологизмом и вызывает только отрицательные ассоциации. Вероятно, этот глагол означает "издавать нечленораздельные звуки". Слово с увеличительным суффиксом "усища", сравнительные обороты "слова, как пудовые гири, верны" и "как подкову, кует за указом указ" показывают Сталина как человека, который чувствует за собой силу и безнаказанность, гиганта в сравнении с остальными людьми, которые боятся его, молчат ("Наши речи за десять шагов не слышны"), потому что опасаются быть казненными палачом ("Что ни казнь у него — то малина").
Безусловно, стихотворение является одним из знаковых в истории 20 века. Это реакция на страшную советскую действительность 1930-х годов, на террор со стороны руководителя страны, на тотальную несвободу и страх.