Является ли пейзажная лирика «искусством ради искусства»? Такой вопрос возник, когда я прочитала в начале текста о споре Л. Толстого и И. Репина.
Волынский Л. Н. доносит до читателя точку зрения И. Репина. Она заключается в следующем: картины такого рода создаются для того, чтобы человек почувствовал создателя уголка природы, чтобы зритель задумался, почему художнику так дорог он.
Автор называет имена художников-пейзажистов, которые создавали удивительные картины, — Васильев, Шишкин. Для того чтобы его примеры-иллюстрации были более убедительными, он приводит такое выразительное средство, как высказывания-цитаты других художников об их творчестве. Каждый из них понимает природу по-своему и передает это понимание в произведении искусства. Шишкина автор называет знатоком русской природы. Он знал о ней много и хотел эти знания выразить на полотне. Этим он и удивлял зрителей.
Волынский Л. Н. сравнивает Шишкина и Васильева. Называет первого «прозаиком русского пейзажа», второго — поэтом, «чутким к изменчивым настроениям природы». Слова «поэт» и «прозаик» здесь являются выразительными средствами - контекстными антонимами.
Таким образом, автор доказывает, что ни тот, ни другой не создавали произведения только ради искусства. Значит, он считает, что Л. Толстой был неправ, когда причислил пейзажную живопись к «искусству ради искусства».
Я согласна с мнением автора и тоже могу опровергнуть точку зрения великого писателя. Мне нравится картина И. Левитана «Над вечным покоем». Она вызывает своеобразные ощущения. С одной стороны, что природа величественна, красива, река величава, простор необыкновенный. С другой стороны, кажется, что человек по сравнению с природой — ничто. Он как песчинка и может затеряться в таком пространстве, настолько он мал. Если посмотреть на одинокую церквушку на берегу реки, то охватывает тоже двойственное чувство: грусти, потому что становится как-то одиноко, и восхищения красотой мира. Таким образом, пейзаж вызывает удивление и философские мысли на тему «вечность и человек». И хочется, чтобы такой покой в природе был вечен.
Итак, настоящие пейзажные картины вызывают чувства, порой даже противоречивые. Пейзажист пишет произведение не ради изображения, а для того, чтобы пробудить в человеке мысли и чувства.