Трагические 872 дня блокады стали самым страшным временем для жителей Ленинграда, однако люди не покинули город, несмотря на постоянный неутолимый голод, холодные зимы, обстрелы и бомбежки. Что позволило ленинградцем выстоять в невероятной борьбе со смертью? Этим вопросом задается Даниил Гранин в своем тексте, поднимая проблему преодоления людьми жизненных испытаний в блокадном Ленинграде.
Автор пересказывает истории спасенных блокадников и искренне восхищается, как они, находясь на грани жизни и смерти, не жалея своих сил, помогали друг другу выживать и «не позволяли себе расчеловечиться». Главным правилом блокадной жизни стала помощь ближнему, которая переросла в «естественное чувство людей, терпящих бедствие». Подвиг ленинградцев – доказательство того, что сохранить в своем сердце доброту, милосердие и отзывчивость возможно даже в самые трагические времена.
Анализируя рассказы выживших, Гранин открывает для себя простую и очевидную истину: «чаще всего спасались те, кто спасал других». Пусть этот негласный закон уберег не всех, но те, кто не щадил себя, «оставались людьми, а чувство любви, сострадания продлевало им жизнь». Этот пример показывает, что высокие моральные качества ленинградцев помогли им преодолеть смерть, но главное – сохранить человеческое достоинство, гуманность и великодушие.
Исходя из приведенных примеров, Гранин приходит к выводу, что в блокаду выжил тот, кто не щадил себя ради помощи ближнему.
Автор уверен, что в момент тяжелых жизненных испытаний взаимовыручка, поддержка, милосердие становятся для людей нормой жизни и дают им нравственные силы для преодоления любых испытаний.
Я разделяю точку зрения Д. Гранина и считаю, что оставаться человеком необходимо в любых экстремальных ситуациях. Конечно, не каждый способен пожертвовать собой, чтобы помочь другому. Но я уверена, что есть немало людей, которые не смогут остаться равнодушными, жестокими, эгоистичными к нуждающемуся в помощи, сочувствии, сострадании человеку.
Существует немало произведений художественной литературы, в которых поднимается проблема преодоления людьми жизненных испытаний в блокаду.
Например, в небольшой повести «Хлеб той зимы» главная героиня рассказывает, как невыносимо было ей, голодной до безумия, ощущать запах соседских блинов, и она молила: «Ну дай же, дай!». Однако проявляет великодушие и делится с девочкой только дочь соседки – Ирка. Родители рассказчицы тоже не остаются равнодушными. Они, несмотря на голод и холод, не отказывают в помощи незнакомой девушке Гале, которая осталась без родных, еды и надежды на спасение. Герои повести сохраняют чувство милосердия и продолжают помогать друг другу в нелегкое время блокады.
Эта же проблема рассматривается Д. Граниным и А. Адамовичем в «Блокадной книге».
Писатели достоверно передают истории блокадников, которые спасали и сами были спасены неравнодушными людьми. «Удивительно, как много было спасений… Те, кто спасал…как ни странно, выживали чаще», - пишут соавторы. Они также обратили внимание, что в блокадное время чувство коллективизма, товарищества обрело особую спасительную силу: главными для людей стали взаимовыручка, взаимодействие, поддерживающее дух и веру в победу, ответственность за судьбу друг друга.
Да, моральный дух ленинградцев оказался сильнее оружия. А беспримерное самопожертвование помогло им не просто выжить, отстоять свой родной город. Оно показало всему миру, где находится предел возможностей фашистской Германии.