В чем заключается так называемое лицемерное, "двоедушное" милосердие? Какое влияние оно оказывает на человека? Именно над этими вопросами рассуждает Виктор Петрович Астафьев в своем тексте.
В качестве первого примера, иллюстрирующего данную проблему, хочется привести диалог раненного лейтенанта Бориса Костяева и старшей медицинской сестры санитарного батальона, описанный в предложениях 3-12. Из разговора героев становится понятно, что мужчина не в силах вынести притворного милосердия санитарки. Он и без нее прекрасно понимает, что "занимает чужое место, понапрасну жрет чей-то хлеб, дышит чьим-то воздухом". Все это в сумме давит на лейтенанта, он не может принять лицемерного отношения к нему медсестры.
Писатель также делает акцент на словах доктора, отмечающего, что милосердие "всегда двоедушно", особенно в условиях воны. Он убежден, что, если человек не принимает мир таким, каков тот есть, его может буквально раздавить одиночество. Из немногозначительного молчания лейтенанта становится понятно, что он, по-видимому, с врачём не согласен.
Указанные мною выше примеры, будучи противопоставленными друг другу, выражают различное отношение людей к "двоедушному" милосердию. Данный фактор не только помогает ознакомиться с двумя абсолютно разнымм точками зрения героев, но и способствует большему пониманию самого термина.
Позиция автора предельно ясна. Астафьев, как и главный герой его произведения, считает, что лицемерие порой может ранить гораздо сильнее, чем пули, так как оно калечит не тело, а душу.
Трудно не согласиться с мнением писателя. Действительно, если за внешним милосердием скрывается внутренняя неприязнь, то данный "красивый" жест не просто не приносит морального удовлетворения, но и может причинить душевную боль, которая гораздо сильнее физической.
В заключение хочется сказать, что даже в самых сложных ситуация нужно оставаться честным с окружающими и собой , не прибегать к лицемерию и "двоедушному", милосердию даже ради собственной выгоды.