Всегда ли физическая сила способна сломить человека? Что может оказаться ещё сильнее? На эти вопросы в своем тексте отвечает А. С. Авдеев, поднимая проблему превосходства психологического воздействия над физическим.
[Screen]Герой текста - один из активных деятелей французского Сопротивления, попавший в плен к фашистам во время Второй мировой войны. Он отказался вступить в сговор с тайной полицией, и фашисты подвергли его жестоким пыткам. Но ничто не могло сломить подпольщика: ни адские пытки, ни страх перед неизбежным, ни щедрые посулы. Он знал, что такое может случиться, и был готов противостоять этому.[/Screen]
Но фашисты изменили свою тактику. Пленного привели в порядок, одели в хороший костюм и вывезли в город. Увидев идущую своим чередом жизнь, беспечно смеющихся людей, услышав шелест деревьев и ощутив запах свежей травы, измученный пытками человек спросил себя: "Зачем я умираю?". Ему не хотелось умирать, когда вокруг струится жизнь, умирать ради людей, даже не знающих о его существовании. Он не был готов вновь увидеть жизнь во всех красках и снова так сильно возжелать её, он не был готов противостоять этому желанию. Он сдался. Мы видим, как противопоставление этих примеров достаточно ярко выделяет различия между "кнутом" и "пряником".
А.С. Авдеев показывает, насколько сильным может оказаться "пряник", и убеждает нас, что физической силе противостоять проще, чем грамотному психологическому воздействию, перед которым оказываются бессильны даже такие мужественные люди, как герой текста, которого фашисты называют "безумным фанатиком".
Трудно не согласиться с мнением автора. Фашистам не удалось сломать подпольщика физически, и они сломили его решимость, заставив поверить, что его жертва никому не нужна.
Становится страшно, что сегодня появляются целые организации, создающие «новые технологии», разрабатывающие «оранжевые» и прочие революции. Добиваясь своих целей, они со знанием дела воздействуют на сознание и чувства людей, искусно ими управляя