Краткий пересказ Черный монах



Магистр Андрей Васильевич Коврин страдал переутомлением. По совету знакомого доктора и вследствие просьбы Тани Песоцкой приехать в Борисовку погостить, он решает уехать на лето в деревню.

В апреле Коврин отправился на три неделе в родовую Ковринку, а потом поехал к своему опекун и воспитателю Песоцкому, известному в России садоводу.

Дом у Песоцкого был громадный. Он славился огромным количеством разнообразных цветов, также имелось множество деревьев.

Коврин застал Таню и ее отца Егора Семенович в тревоге, ведь утром ожидали мороз. Таня собиралась обойти все садовое богатство ночью, потом ее должен сменить Егор Семенович.

После полуночи Таня вместе с Ковриным отправились в сад. Было холодно. Там все было в дыму, ведь горели костры. Деревья были выстроены ровно, это говорило о некой педантичности Песоцкого. Они походили по рядам. Коврин интересовался, зачем горели костры. Оказалось, что их дым заменяет облака. Андрей Васильевич восхищался роскошью Тани. Последний раз он ее видел пять лет назад. Таня в свою очередь твердила об отчуждении Андрея, говорила о том, что отец любит Коврина, гордится им и видит свою заслугу в воспитании Коврина.

Начался рассвет. Они пошли спать, а Таня по дороге стала жаловаться Коврину о своей однообразной жизни, о том, что жизнь перенеслась в сад. Коврин ее долго слушал, и в один момент подумал о том, что за лето может увлечься и влюбится в Таню.

После прихода домой, Коврин застал Егора Семеновича, когда тот уже проснулся, и они вместе отправились в сад. Они стали разговаривать, обменялись теплыми словами. Коврин, встретив рассвет, осознал, что впереди целое лето.

Андрей попил кофе, погулял с Таней и сел за работу у себя в комнате.

Жизнь Коврина была для него интересной. Работа, прогулки, чтение, изучение итальянского языка.

К Тане часто приезжали барышни, которые много пели.

В один из таких вечеров Коврин сидел на балконе и читал, потом позвал Таню и рассказал ей легенду, источник которой он забыл. Легенда гласит, что однажды по пустыни шел черный монах, на других землях он тоже шел в это же время – это был мираж, и таких миражей было множество. Потом мираж вышел за пределы атмосферы. Говорят, что через тысячу лет после первого появления монаха он появится вновь. И эта тысяча лет закончится со дня на день.

Тане не понравилась эта легенда, и она ушла, а Коврин решил прогуляться. Он шел и увидел перед собой широкое поле, вокруг не было не души, тишина. Вдруг начался сильный ветер. Коврин заметил на горизонте вихрь или смерчь, который быстро двигался на него. Андрей бросился в сторону, и увидел, что это был вовсе не смерч, а тот самый черный монах. Он был в черной одежде, с седою головой и с черными бровями, у него было бледное худое лицо. Он пронесся мимо, скрестив на груди руки. Монах оглянулся на Коврина, кивнул головой и улыбнулся ласково и в тоже время лукаво.

Коврин был доволен, что смог так близко рассмотреть его. Андрей не рассказал никому о том, что видел, ведь понимал, что ему бы не поверили. Но, тем не менее, Коврин был одухотворен и радостен.

Перед сном к Андрею зашла Таня и принесла статьи, написанные Песоцким, просила прочесть, но вошедший следом за девушкой Егор Семонович, отговаривал Коврина это делать. В итоге Таня вышла, а Песоцкий стал жаловаться на то, что не узнает, что будет с садом после его смерти, ведь он так любит свое дело. Егор Семенович не хотел отдавать сад под руководство Тани, так как боялся ее неудачного замужества, да и просто чужим людям он не доверял. Он не хотел, чтоб дочь просто выходила замуж, тем более за того, кто метил в женихи, это был друг Тани, который часто приезжал в гости. Но Песоцкий совсем был не против, если мужем его Тани станет Коврин, но считал это лишь мечтами.

Коврин остался один, он приступил к чтению статей Песоцкого. Обнаружил, что Егор Семенович много «воевал» с другими садоводами.

Коврин думал о Тане, о черном монахе и о возможных галлюцинаций. Он уснул.

Однажды утром Таня и Егор Семенович поругались. Для них это было обычным делом. Но в этот раз, что Таня, что Песоцкий очень переживали по этому поводу. Таня закрылась у себя в комнате и никого не пускала, кроме Андрея. Девушка жаловалась на своего отца, а Коврин умилялся этим милым созданием. Таня успокоилась, и они вместе с Ковриным пошли гулять.

Через некоторое время Коврин сидел на скамейке и был погружен в свои мысли. И они привели его к черному монаху, в этот момент из-за дерева вышел старик – это и был тот самый монах. Они стали разговаривать, монах сказал, что он часть воображения Коврина, и добавил, что Андрей является избранником божьим. Они много говорили о жизни, о науке, о правде. Потом он исчез, а Коврин остался счастливым, одухотворенным и восторженным. Он встретил Таню и предложил ей выйти за него замуж. Таня от внезапности постарела на десять лет, а Андрей продолжал ею восхищаться.

Готовилась свадьба. Егор Семенович был необыкновенно зол, ведь это мероприятие готовилось параллельно с защитой сада от жары и насекомых. Все кипело в доме Песоцких.

Таня была очень переменчива в настроение, то все хорошо, а то слезы наворачиваются.

У Коврина было все стабильно прекрасно. Он каждый день с новой долей любви смотрел на Таню и становился счастливее. Периодически к нему приходил черный монах, с которым он подолгу беседовал.

Наконец отгуляли свадьбу. В одну из зимних ночей Коврин лежал в постели. Таня уже уснула, а Андрей читал. Вдруг он увидел черного монаха, и они стали общаться на тему славы и эмоций.

Вдруг Таня проснулась и увидела, что Коврин говорит сам с собой. Она сказала ему, что он болен и крепко обняла. Они пошли в зал, туда пришел Егор Семенович. Андрей признался себе в том, что он сходит с ума. Его одели и повезли к доктору. Он начал лечиться.

Наступило лето. Лечение окончилось и Коврин отправился обратно в деревню. Там много пил молока, почти не работал и не пил вина.

Однажды, на фоне этого он стал говорить Тане и своему тестю о том, что они плохо поступили с ним, избавив от галлюцинаций, ведь так он стал обычным. Эти обвинения продолжались долго. Егор Семенович переживал по этому поводу и старел из-за этого на глазах. Таня пыталась облагоразумить Андрея и предотвратить ухудшение здоровья отца, но Коврин не в какую не соглашался с тем, что он не прав. Ему перестал нравиться Егор Семенович, а Тане перестал нравиться Андрей.

Прошло время. Коврину дали самостоятельную кафедру. Но проводить лекции он не смог, так как болел, у него горлом шла кровь. Именно поэтому вступительные лекции пришлось отложить на какое-то время.

Жил он уже не с Таней, а с Варварой Николаевной, которая была на два года старше и ухаживала за Андреем, как за ребенком. Брак с Таней был для него ошибкой.

Однажды они поехали в Крым. Таня прислала перед этим письмо, но он его не захотел сразу читать. Коврин всматривался в почерк и вспоминал свою жену, помня, сколько гадостей он ей говорил и сколько причинил ей боли.

Приехав в Крым, Андрей решился прочитать ее письмо. В нем Таня писала:

«Сейчас умер мой отец. Этим я обязана тебе, так как ты убил его. Наш сад погибает, в нем хозяйничают уже чужие, то есть происходит то самое, чего так боялся бедный отец. Этим я обязана тоже тебе. Я ненавижу тебя всею моею душой и желаю, чтобы ты скорее погиб. О, как я страдаю! Мою душу жжет невыносимая боль… Будь ты проклят. Я приняла тебя за необыкновенного человека, за гения, я полюбила тебя, но ты оказался сумасшедшим…»

Коврину было мерзко и противно от того, что его проклинают, от того, что за пару лет его жизнь превратилась в то, что он никак не ожидал, он стал обычным. Ему стоило пережить многое, чтоб стать посредственным ученным. Коврин стал снова работать, но это ему наскучило. Он стоял возле окна в номере гостиницы и перед ним появился черный монах. Андрей преобразился.

Монах говорил ему, что если бы Андрей послушал тогда его, сейчас бы жизнь была отличной.

Коврин не смог сказать не слова, у него горлом шла кровь. Он хотел позвать на помощь спящую Варвару Николаевну, но звал почему-то Таню, парк, сад, сосны и все ту жизнь, которая была прекрасной еще пару лет назад. Он умирал, а черный монах шептал ему, что он гений и что он умирает только потому что его слабое человеческое тело уже не может служить оболочкой для гения.

Наутро Варвара Николаевна нашла Коврина мертвым и на его лице застыла блаженная улыбка.

К спискуК категорииВ меню