Краткое содержание Дьяволиада в сокращении



(1923 г.)

Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя

Коротков Варфоломей, тихий, скромный блондин работал в Главцентрбазспимате (сокращенно Спимат) в должности делопроизводителя целых 11 месяцев, не планируя даже менять место службы.

Однажды 20 сентября 1921 года, накрывшись своей отвратительной ушастой шапкой, кассир Спимата взял портфель и уехал. А когда вернулся, был весь мокрый и, оставив шапку и портфель на столе, снова ушел. Затем вошел в комнату с большой курицей. Положив курицу на портфель, а сверху – свою руку, он сообщил, что денег не будет и исчез в дверях.

Но через три дня жалованье служащие все же получили, правда, «продуктами производства». Короткову выдали 4 больших и 5 маленьких пачек, а также 13 коробков по отдельности. Завернув свое «жалованье» в газету, он отправился домой и по дороге чуть не попал под автомобиль, который подъехал к зданию Спимата.

Придя домой, Коротков решил, что попытается спички продать. Он направился к соседке, служащей в Губвинскладе. Александра Федоровна сидела с заплаканным лицом на полу в своей комнате, а перед ней стояли строем бутылки церковного вина (ее жалованье). Коротков предложил свои спички, но она возмутилась, что они не горят. Он удивился и побежал к себе в комнату проверять.

Спички действительно не горели. Одни гасли сразу же, другие стреляли искрами. Всю ночь чиркал Коротков спичками, искры попали ему в левый глаз, и пришлось глаз завязать. Коротков стал похож на солдата, раненого в бою, а спички по-прежнему не горели. Комната наполнилась удушливым запахом серы. На рассвете бедняга уснул и ему привиделся во сне бильярдный шар на ножках, потом все пропало.

Утром Коротков пришел на службу в повязке. Он увидел на своем столе бумагу, в которой запрашивалось обмундирование для машинисток. Коротков с бумагой отправился к т. Чекушину, заведующему базой. Но у входа столкнулся с незнакомцем весьма странного вида. Незнакомец был очень маленького роста, но ширина его плеч делала туловище квадратным. Квадратное туловище держалось на коротких, кривых ногах, причем левая нога была хромой. Голова напоминала по форме яйцо, которое крепилось на шее горизонтально и острым концом вперед. Яйцо было до синевы гладко выбрито и блестело, а маленькие, зеленые глазки выглядывали из глубоких впадин. Одет незнакомец был в серый френч, как будто сшитый из одеяла.

Он очень рассердился на Короткова, что тот заходит без доклада, возмутился его подбитым глазом, выхватил бумагу, написал на ней пару слов и исчез в кабинете. Личная секретарша Чекушина, Лидочка (тоже с пострадавшим от спичек глазом) сообщила, что Чекушина уволили, а лысый теперь занимает его место.

Придя к себе, Коротков прочитал написанный лысым текст: «Всем машинисткам и женщинам вообще своевременно будут выданы солдатские кальсоны». Коротков быстренько написал телефонограмму, передал на подпись заведующему и больше не выходил из кабинета, чтобы заведующий в любой момент мог застать его в работе. Но никто не пришел. Коротков позже всех уходил со службы домой.

Когда на следующее утро он явился на службу уже без повязки, хотя и с опозданием, то увидел, что вся канцелярия столпилась у стены. Подойдя поближе, он увидел, что на стене висит приказ об его увольнении за халатность и за подбитый глаз. Под приказом стояла подпись заведующего: «кальсонер».

Коротков пришел в ярость, что его увольняет человек, пишущий свою фамилию с маленькой буквы, он захотел объясниться (и по поводу глаза, кстати, тоже).

Коротков бросился к кабинету заведующего, но тот уже уходил с портфелем под мышкой и не стал слушать Короткова. Заведующий сел в мотоциклетку и уехал. Короткову сказали, что он вроде отправился в Центрснаб. Делопроизводитель рванул вдогонку на трамвае. Его сердце обжигала надежда.

Прибыв в Центрснаб, Коротков увидел мелькавшую на лестнице спину Кальсонера и бросился за ним. Потеряв силуэт из виду, Коротков вошел в дверь с двумя надписями «Дортуар пепиньерокъ» и «Начканцуправделснаб». В комнате стоял непрерывный треск машин, и в стеклянных клетках работали белокурые женщины. Одна из них сказала, что Кальсонер сейчас уезжает, Коротков побежал в указанном направлении.

Он увидел квадратную спину в дверях лифта и закричал. Кальсонер обернулся, он был одет в тот же серый френч и в руках держал знакомый портфель, но у него была длинная ассирийско-гофрированная борода. Короткову было сказано приходить в пятницу, и лифт уехал.

Он бросился вниз по лестнице, а там опять увидел бритого Кальсонера, от которого его отделяла лишь стеклянная стена. Пытаясь открыть ближайшую дверь, Коротков услышал голос старичка. Старичок держал в руках большой список, и от него делопроизводитель узнал, что Кальсонера вышибли, а Чекушина вернули на прежнее место и Коротков не уволен.

Радуясь своему спасению, Коротков хотел предъявить старичку документы, чтобы тот сделал отметку о восстановлении, но обнаружил, что потерял бумажник. Он побежал обратно на лестницу, а старичок исчез. Короткова осенило, что он мог забыть бумажник в трамвае. Он прибежал в небольшое серое здание и начал спорить с косым и мрачным человеком, что его фамилия не Колобков, а Коротков, но документы его украдены. У Короткова потребовали удостоверение от домового. Но уже наступили сумерки, было поздно, и Коротков отправился домой.

Дома он обнаружил записку от соседки, которая все свое винное жалованье оставила Короткову. Он перетащил в свою комнату бутылки с вином, упал на кровать, и странные мысли полезли к нему в голову. «Двойной» Кальсонер не давал ему покоя. Он с ненавистью начал давить спичечные коробки, представляя голову Кальсонера. Затем поплакал, выпил вина, поел и лег спать.

Утром Коротков пошел к домовому, но тот умер и свидетельства никто не выдавал. Тогда Коротков отправился в Спимат, надеясь, что вернулся Чекушин.

Он вошел в канцелярию, которая располагалась в бывшем зале ресторана «Альпийская роза», но не встретил никого знакомого. Открыв двери кабинета, он увидел на своем месте Кальсонера с гофрированной бородой, который заявил, что он – делопроизводитель. Коротков растерялся и вышел в коридор. Перед ним возник бритый Кальсонер и сказал, обращаясь к Короткову, что он теперь - его помощник. Войдя в кабинет, бритый на скорую руку выписал Короткову удостоверение помощника на имя Колобкова и исчез по делам.

Коротков, вне себя от ярости, набросился на бородатого Кальсонера, а тот в ужасе стал убегать и спрятался за ресторанным органом. Их крики переполошили всю канцелярию. Коротков зацепился за органную ручку, и залы наполнились ревом музыки. Бритый и злобный Кальсонер вошел в вестибюль и поднялся по лестнице, а бородатый - выбежал на улицу через боковые двери и вскочил в пролетку.

Доведенный до отчаяния Коротков отправился на трамвае в зеленое здание, где находилось бюро претензий. Он долго путался в комнатах и коридорах. Затем вошел в огромный зал с большими колоннами, где его встретил крупный мужчина в белом, представился и ласково спросил о новом фельетоне. Коротков стал рассказывать свою историю, но мужчина и сам начал жаловаться на «этого Кальсонера».

Коротков вспомнил, что ему нужно в бюро претензий, но долго петляя по коридору, опять вернулся на то же место. Он снова вошел в зал с колоннами, мужчина в белом стоял без уха и без носа, а левая рука была отломана. Коротков выбежал в коридор. Из потайной двери на него вышла баба с коромыслом, на котором висели пустые ведра. Бросившись в эту дверь, Коротков оказался в темном пространстве, потом случайным образом попал на лестницу и побежал вниз. Впереди себя он увидел бородатого, их взгляды встретились, и они оба заорали от страха. Оступившись, Кальсонер упал и превратился в черного кота, который тут же скрылся на улице. Коротков начал громко смеяться.

Вечером Коротков сидел на кровати дома и пил вино, чтобы забыться. Ему жутко болела голова. Он твердо решил, что вернет себе документы и больше никогда не появится в Спимате, чтобы не видеть Кальсонера. Коротков заплакал, его стошнило в таз церковным вином.

На следующий день Коротков все же нашел бюро претензий. В бюро за машинками сидели семь женщин. Одна брюнетка сразу набросилась на Короткова, вытащила в коридор и решительно была настроена ему отдаться, хотя бедный Коротков и сопротивлялся. Вдруг появился тот же старичок. Он начал отчитывать Короткова, называя его Колобковым. В истерике Коротков рванул обратно в бюро, проскочил женщин за машинками и оказался перед молодым блондином. Он спросил у Короткова: «Полтава или Иркутск?». В дверях появилась брюнетка и сказала, что уже отправила его документы на Полтаву и сама едет с ним. Коротков начал отнекиваться. А по воздуху пролетел все тот же старичок и напомнил, что в тринадцатой заповеди сказано, не входить без доклада к ближнему своему.

Дальше все смешалось. Блондин вырос, стена распалась, машинки заиграли фокстрот, а женщины пошли вокруг них парадом. Невидимые руки вынесли Короткова в коридор.

Кабина. Коротков раздвоился. Один вышел, второй остался в зеркале кабины. Появился толстяк в цилиндре и сказал, что хочет арестовать Короткова. Но он рассмеялся зловещим смехом, ведь его невозможно арестовать, потому что неизвестно кто он. Толстяк задрожал от ужаса.

Коротков направился в кабинет к Дыркину. Маленький и пухлый Дыркин сразу приказал молчать, хотя Коротков еще и рта не успел открыть. Вдруг появился юноша с портфелем и устроил Дыркину разнос. Опять все смешалось. Из часов выскочил Кальсонер, обратился белым петухом и исчез за дверью. Послышались шаги бегущих людей, Коротков выскочил из кабинета.

Он бежал по огромной лестнице, выскочил на улицу, люди от него прятались, а за ним летели выстрелы. Коротков забежал в зеркальный вестибюль одиннадцатиэтажного здания, сел на диван в лифте напротив другого Короткова и поехал вверх. Внизу гремели выстрелы. Он забежал в бильярдную и начал отбиваться от преследователей бильярдными шарами, но понял, что долго не продержится и выбежал на крышу.

Ему кричали: «Сдавайся!» Он подбежал к парапету и глянул вниз. «Окружили!» — подумал Коротков, когда увидел там пожарных.

В душу к нему хлынула отвага смерти. Преследователи были совсем рядом. Он понял, что все кончено. Короткова манила солнечная бездна, он подпрыгнул, взлетел вверх над переулком, но в голове вдруг лопнуло со звоном кровяное солнце, и больше ничего он не видел.

Пересказ для Вас подготовила nadezhda84

К спискуК категорииВ меню