Чехов получал немало нареканий от современников за свои произведения. Критики считали творчество Антона Павловича неглубоким, бесперспективным и обывательским. Но время рассудило иначе: чеховские произведения при кажущейся на первый взгляд простоте затрагивают глубинные аспекты жизни.
Видимо, К.Станиславский одним из первых заметил уникальность чеховских творений. Признанный театральный деятель в своей статье говорит о проблеме правильного отношения к произведениям А.П.Чехова. Станиславский считает, что не следует обвинять писателя в «обыденщине», читателю необходимо сопереживать героям и домысливать сюжет. Именно так делают актеры, занятые в спектаклях, поставленных по произведениям драматурга, благодаря чему открывается широкий мир мечты драматурга.
Мне кажется, читателю следует прислушиваться к мнению Станиславского, которому точно известны мельчайшие тонкости драматического искусства, особенно чеховского. В основанном Константином Сергеевичем Московском художественном театре с огромным успехом до сих пор идут «Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад». К слову, свободолюбивая чайка на занавесе стала визитной карточкой популярного столичного театра.
Комедия «Вишневый сад» на первый взгляд не выглядит таковой, нет в ней комедийного сюжета: дворянка Раневская теряет родовое имение из-за долгов, дочери Аня и Варя в итоге остаются без крова, а дорогой хозяевам сад вырубил новый владелец – деловой Лопахин, родитель которого когда-то был крепостным в имении аристократов. Буржуа поделил имение на участки и распродал дачникам.
И все же Чехов упорно настаивает, что его пьеса является комедией, поскольку каждый из героев попросту «ломает комедию» перед другими действующими лицами: Лопахин перед хозяйкой имения, Раневская – перед дочерьми, Трофимов перед Анной. Но в этой ломке гибнет былая Россия, с тайнами сушки вишни, преданностью старика-лакея Фирса, неприспособленностью дворянина Гаева. Чехов тоскует о былом вместе со своими героями, переживает за настоящее, но надеется, что будущее будет прекрасным. И ему хочется верить.
Чеховские пьесы нередко называют психологическими. В них настолько глубоко представлен внутренний мир героев, что произведения драматурга можно отождествлять с пособием по психологии. Однако до понимания его творчества необходимо дорасти, поэтому книги Чехова, как правило, ценят взрослые читатели. Лично я совершенно не против, чтобы мое взросление начиналось с произведений этого уникального писателя.